Вернуться к О.Н. Гуцалюк. Типы и функции номинаций персонажа (на материале романов М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.В. Набокова «Лолита»)

Выводы по главе I

Под языковой номинацией понимается процесс и результат наименования, при котором единицы языковой системы соотносятся с обозначаемыми ими референтами. В качестве объекта номинации могут выступать предметы, вещества, признаки, свойства, действия, процессы, состояния и даже целые события. В общей теории номинации особое место занимает номинация лица в связи с коммуникативной, когнитивной и прагматической выделенностью категории лица в языковом отображении мира.

Отмечаются следующие типы номинации лица: номинация именем собственным, номинация гиперонимическая, демографическая, функциональная, релятивная, оценочная, местоименная. С точки зрения субъекта номинации выделяют однофокусные, многофокусные и совмещенные номинации лица. С точки зрения выполняемой функции можно выделить интродуктивную, идентифицирующую, предикатную и апеллятивную номинации. По отношению к механизмам образных переносов номинации лица делятся на безобразные и образные. По структуре номинации можно разделить на однокомпонентные и развернутые (многокомпонентные).

Номинация лица в художественном тексте имеет свои специфические черты. Такие признаки художественного текста, как реализация эстетической функции языка, антропоцентричность, полисемантичность, наличие не только эксплицитного, но и имплицитного содержания и др., влияют на выбор тех или иных типов наименования лица (см., например, [Соловьева, 2006]). Различные наименования персонажа представляют собой строгую упорядоченную систему, нацеленную на реализацию авторской точки зрения. Именно это позволяет характеризовать систему номинаций лица в художественном тексте как текстовую категорию.

Номинации персонажа следует рассматривать с учетом сложной повествовательной структуры произведения, которая, в частности, связана с особенностями речевой и композиционной актуализации повествующего лица («образа автора») и зависит от типов повествования и от дифференциации речи автора и речи персонажей, составляющих систему точек зрения в повествовании. Если номинации в традиционном нарративе тяготеют к употреблению в идентифицирующей и характеризующей функциях, то в повествовательной структуре текстов свободного косвенного дискурса, с одной стороны, и текстов модернистской направленности с «языковой игрой» на взаимопереходах повествователей разных типов — с другой, активизируется такая функция номинации лица, как обозначение точки зрения нарратора или персонажа (см., например, [Левина, 2001]).

Это позволяет поставить вопрос о связи типов и функций номинаций персонажа с особенностями повествовательной структуры нетрадиционного типа повествования, а именно с системой точек зрения или с системой разных типов авторского повествования. Это и стало предметом анализа типов и функций номинации в романах М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.В. Набокова «Лолита» в главе II и III настоящего исследования.