1. Проблема иронии как гетерогенного явления актуальна для целого ряда наук. Специалисты в области философии, психологии, теории литературы, лингвистики при общности объекта обращаются к разным аспектам иронии, соответственно определяя предмет изучения, вследствие чего общая теория иронии не разработана и не сформировано единое представление о ней. В последние годы в данной проблематике наметилась тенденция к интеграции: появилась особая отрасль науки, именуемая «иронология».
2. Ирония представляет собой особую форму философской рефлексии, предполагая соотнесение рассматриваемого явления с имеющимся социальным опытом, с системой личных и общественных ценностных ориентаций в иронико-критическом плане, поэтому способность к иронизированию впервые проявилась лишь у человека античной эпохи. Историческая типология иронии связана с основными историческими типами культуры, поскольку она играла определённую роль в их становлении и развитии, эволюционируя как принцип философствования и приобретая статус мировоззренческой категории в переломные периоды истории, когда вставал вопрос о смене ценностных установок. В современной философской литературе ирония характеризуется как мироощущение, способ постижения действительности, особая диалектика, гносеолого-методологическое и мировоззренческое основание философской картины мира.
3. Специалисты в области теории литературы в изучении иронии продолжают традиции Н.Я. Берковского и М.М. Бахтина: ирония понимается ими как категория комического, как глобальный принцип искусства, одна из фундаментальных особенностей художественного языка, а также как отличительная черта мышления XX века, основанная на принципе дистанцирования от непосредственно высказанного.
4. В психологии состояние данной проблематики обусловлено степенью изученности эмоций, в сферу которых входит ирония. Сложность этой эмоции — причина того, что её природа и особенности слабо изучены. Учёным предстоит более точно определить место иронии в ряду других психологических явлений, представить более точную дефиницию понятия «ирония», отражающую все грани этого явления.
5. В настоящее время в психологии иронию определяют как проявление остроумия, как интеллектуальную эмоцию, не относящуюся к базовым, возникающую при познании объективной действительности и проявляющуюся в межличностных отношениях в сочетании с отрицательными, или (реже) с положительными эмоциями. Данная эмоция представлена в языке эмотивами ирония и сарказм, отражающими степень интенсивности. Ирония выступает как единичное состояние или приобретает характер личностной черты — ироничности. Ироник отличается особым мировосприятием, развитым интеллектом, способностью сдерживать эмоции, склонностью к использованию техники иронии.
6. Ирония как эмоция формируется в процессе мыслительной творческой деятельности, психофизиологическое исследование которой только зарождается. Как сложная психическая функция, иронизирование представляет собой иерархическую организацию более простых, но не элементарных функций, зависящих от интенсивных локальных процессов лобных и теменных зон коры головного мозга, а также от выраженной модификации межполушарных связей. Оценка своих / чужих действий осуществляется в разных нервных структурах, поэтому не каждый ироник обладает склонностью к самоиронии, а способность объективно оценивать качество чужой иронии не гарантирует адекватную оценку собственных иронических речевых произведений. Физиологические основы иронии пока не раскрыты: их специальные исследования не проводились. Пытаясь определить физиологические составляющие творческого мышления, учёные обращаются к нейрофизиологическим процессам, связанным с отдельными сторонами этой деятельности индивида, изучают мозговые структуры, участвующие в генезисе эмоциональных состояний. Однако в настоящее время актуален комплексный подход к проблеме иронии, позволяющий рассматривать нейрофизиологические процессы, связанные с этим явлением, используя целостное философское представление о нём.
7. В лингвистике, как и в других гуманитарных науках, нет исчерпывающего определения иронии, существующие дифференциации её видов отличаются противоречивостью, так как выявить характерные и достаточные признаки для этого многогранного психологического явления достаточно сложно. До недавнего времени в исследованиях иронии преобладал стилистический подход, намеченный ещё М.В. Ломоносовым, представленный в трудах И.В. Арнольда, И.Р. Гальперина, М.В. Давыдова. Подход к проблеме иронии, связанный с представлением о ней как о способе мировосприятия, позволивший ввести в практику научных исследований понятие «иронический смысл», отражён в работах О.П. Ермаковой, Т.Ф. Лимаревой, К.В. Охримович, С.И. Походни, А.В. Сергиенко, Ж.Е. Фомичёвой.
8. Наиболее изучено проявление иронии на лексическом уровне: раскрыта её роль в некоторых семантических и словообразовательных процессах, оценены возможности иронии как основы энантиосемии, средства расширения, сужения или порождения значений в слове, в том числе и антонимичного выраженному на поверхности, охарактеризованы семантические типы иронически употребляемых слов и грамматические типы иронизмов, типы метафор, подвергающихся ироническому переосмыслению. На синтаксическом уровне выявлены системно закреплённые средства реализации иронии, при этом исследователи подчёркивают, что она может быть выражена любым коммуникативным типом предложения. Актуально изучение иронии в коммуникативном аспекте: исследование её функционально-семантической сущности, особенностей функционирования в языке, механизма реализации иронической модальности на разных уровнях языка, для чего учёные обращаются к понятиям «коммуникативно-значимая ирония», «ироническая языковая личность».
9. Коммуникативная значимость иронии наиболее полно проявляется в тексте (устном и письменном). Современные лингвисты (С.И. Походня, А.В. Сергиенко, Ж.Е. Фомичёва) предпринимают попытки выявить особенности функционирования иронии в целом письменном тексте, однако при этом ирония рассматривается ими преимущественно как категория эстетики. Полагаем актуальным исследование способов реализации иронии как явления человеческой психики, эмоции, определяющей особенности мировосприятия индивидуума, отражающегося в звучащем и в письменном тексте. Изучение способов текстового представления данной эмоции невозможно без выявления факторов, обусловливающих порождение и понимание иронически осмысленных речевых произведений, к числу которых относятся вертикальный контекст и фоновые знания, представляющие собой невербализованный фрагмент человеческого опыта. Денотативное пространство текста, его тема находят отражение в глобальной ситуации, состоящей из текстовых макро — и микроситуаций. Семантическая общность текстовых фрагментов выявляется посредством рематической доминанты текста: смысл речевого целого определяется взаимодействием входящих в структуру смыслов разноуровневых семантико-синтаксических единиц. Ирония, характеризующая мировосприятие автора, его отношение к предмету и поставленной проблеме является элементом текстовой стратегии, тогда как выбор средств создания иронического эффекта определяется текстовой тактикой, Исследование семантического механизма воплощения иронии в тексте связано также с анализом языковых возможностей реализации иронии как разновидности импликации. Требует дальнейшей разработки применимый к иронии межтекстовый подход, предполагающий более детальное рассмотрение типов реализующих её интертекстуальных включений.
10. Особенности устных текстов предопределяются их структурой, принадлежностью к определённому типу, функциональному стилю и жанру. Поскольку эмоциональная окраска речи достигается за счет сложного взаимодействия частотных, динамических и темпоральных характеристик, исследование средств выражения иронического смысла в звучащем тексте опирается на рассмотрение этих просодических характеристик. Результаты исследования просодических средств выражения иронии как эмоции на уровне однословных высказываний представлены в работах Л.В. Златоустовой, В.Г. Михайлова, Э.А. Нушикян. Следующим шагом в этом направлении должен стать анализ просодии целостного звучащего текста, реализующего иронию.
11. Интегрированный подход к проблеме иронии, предполагающий рассмотрение любого из её аспектов, а также их синтез, осуществим в рамках речеведения, ориентированного на структуру речи в целом. Речеведение позволяет расширить область знаний о процессе речепроизводства, восприятия и понимания речевых произведений с учётом разнообразных экстралингвистических источников информации, Речеведческий подход к проблемам изучения эмоциональных состояний человека реализован в работах Л.В. Златоустовой, Э.А. Нушикян и др. Языковые проявления иронии как эмоции, являющейся важным атрибутом речевого поведения, зависят от предшествующего им когнитивного этапа. Современными учёными проводятся исследования ментальных сущностей (познания, знания, ассоциаций, оценки), являющихся слагаемыми процесса иронизирования, учитываются сведения об отдельных аспектах нейрофизиологической деятельности, связанной с реализацией иронии в речи. Однако получение более полной информации об этой деятельности возможно лишь при рассмотрении всех ментальных сущностей в совокупности. Продуктивным, по нашему мнению, здесь является применение психолингвистического и когнитивного подходов, которые направлены на изучение соотношения языка и сознания, а также проблемы влияния интеллектуальных эмоций на протекание речемыслительных процессов.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |