Художественный текст является особым филологическим способом освоения бытия, он создается на основе психического способа отражения познанного реального мира. Объективная реальность действительного мира, будучи духовно освоенной автором, ложится в основу смоделированной им реальности. Благодаря воображенною, автор творит, создавая на основе фактов бытия свой духовный, внутренний мир в мире, который он затем воплощает в своем произведении. Объем включенных в художественный текст объектов реальной действительности зависит от авторской интенции и жанровой принадлежности произведения. Реалии бытия и реалии мыслимого автором мира, основанные на фактах бытия, образуют единый художественный мир. «Внутренний мир человека, взятый в целом, не меньшая реальность, чем явления материального мира» [Франк 1956, 14]. Материальный мир, существующий объективно, пропускается через мир творящего сознания, субъективного по своей внутренней духовности, и оформляется автором-творцом в тексте — явлении художественной авторской со-бытийности.
Пространство текста — это явление художественной со-бытийности, воспроизводящей в художественных образах мир авторского духа. «Дух есть свойственная человеку функция отражения материальной действительности, т. е. характерная особенность той ступени развития последней, на которой она приходит к самосознанию» [Лосев 1962, 85]. Результатом работы духа, который в произведениях искусства создает завершенные творения духа, является «мыслимый, смоделированный автором целокупный мир, относительно приближенный к точности действительно существующего события. Мыслимый мир — субъективно-объектированный мир своего сознания [Диброва 1998, 251].
Д.С. Лихачев, рассуждая о внутреннем мире художественного произведения как целостном образовании и его соотношении с действительным миром, подчеркивает, что «мир художественного произведения» — результат действия двух факторов (составляющих): «верного отображения и активного преобразования действительности» [Лихачев 1982, 726].
Являясь результатом работы духа как орудия «сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания» [Лосев 1962, 82], художественный текст выступает в непрестанном именовании и переименовании всего, что дух художника слева находит вокруг и внутри себя. Художественный текст имеет свою, собственную внутреннюю референтность, опосредованно отражающую события, явления, предметы внешнего мира.
Художественный текст — объективный мир авторского сознания, существующий независимо от тенденции реального события, независимо от истинности/неистинности события. Реальная модальность действительности и ирреальная модальность авторского вымысла относятся к разноплановой референтной принадлежности, но являются составляющими единой художественной системы, где правда переплетена с вымыслом, основанием для которого также являются факты, события, объекты бытия. Мыслимый авторский художественный мир объективен. Объективными являются как рациональные, так и иррациональные моменты этого мира. Единая субстанция художественного мира определяет референтную особенность пространства художественного текста.
Предметное пространство художественного текста представляется в виде системы объектов, структурируемой в сознании автора произведения на основе присутствующих в тексте словесных выражений, другими словами, «поэтическая речь представляет собой такой модус языковой коммуникации, который требует для своего понимания конструирования (а не просто соотнесения) определенных сфер референции (миров), в которых высказывание может быть истинно, и задания отношений между мирами» [Золян 1986, 106].
Внешний мир, мир окружающей действительности, выступающей как глобальное референциальное пространство, соотносясь с единицами языкового текста, которые актуализуются в конкретных речевых актах, реализуется в универсуме художественного текста.
Так как пространство художественного текста представляет собой результат творческой авторской перекомбинации реального мира, то невозможно говорить о непосредственной соотнесенности словесных выражений с системой объектов реального мира. Статус внутреннего мира художественного произведения определяется дистанцированностью текстовых номинаций от универсума прямых речевых актов. Структурализм вводит понятие модели для определения специфики референтного устройства художественного текста: «вторичная моделирующая система художественного типа конструирует свою систему денотатов, которая является не копией, а моделью мира денотатов в общеязыковом значении» [Лотман 1970, 61].
Внутренний мир произведения строится по своим правилам. В.Н. Топоров отмечает, что «референциальная сфера «нема» и «слепа», поскольку она отчуждена от царства знаковости, если только она не освещена планом содержания, конкретно теми смыслами, которые выработаны культурой и которые сами ее переформируют и выстраивают» [Топоров 1994, 11].
В художественном тексте автор-создатель выступает в роли субъекта, участвующего в коммуникации. Активный характер его деятельности необходимо учитывать при исследовании пространства художественного текста, поскольку «сами по себе языковые выражения не указывают на какие-либо объекты мира: указание как речевой акт осуществляется носителями языка как носителями определенных концептуальных систем. Соответственно распознавание, идентификация референциальных намерений входит в задачу интерпретации в концептуальной системе партнера коммуникации, интерпретации, охватывающей самого субъекта референции, используемое им языковое выражение, а также контекст его употребления» [Павиленис 1985, 385].
В пространстве художественного текста автор создает сложную, иерархически упорядоченную систему уровней коммуникации, представленных особым субъектом речи, поэтому «в художественном тексте устанавливаются сложные, динамичные отношения между разными субъектными сферами: автором, рассказчиком и персонажем» [Одинцов 1980, 187]. Определение статуса субъекта речи в художественном тексте становится возможным при применении основных положений теории референции к условиям художественной коммуникации. Характер и объем единиц художественного текста, их соотнесенность с объектами мыслимого мира зависит от субъективного фактора, авторской интенции. Вопрос о роли субъективного фактора в пространстве художественного текста затрагивает проблему автора как организующего центра произведения.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |