«...развратился народ твой, скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой...»
Ветхий Завет. Исход, 32, 7—8.
Начиная с некоторого момента, Мастер понимает, что тайный смысл романа раскрыт его недругами, и им овладевает страх. Этот страх не исчезает и после выхода на свободу. Несомненно, что Мастер чувствует себя глубоко больным, беззащитным и несчастным. Возможность спрятаться в клинике для душевнобольных кажется ему спасением. Здесь он недоступен даже Сатане-Воланду, поскольку душевнобольные и блаженные находятся под особым покровительством Господа. Да никому и неведомо, что Мастер находится в клинике. Мастер сжег роман, как свою единственную вину перед членами тайного общества «посвященных» и спрятался от всех, даже от любимой женщины, чтобы сохранить себе жизнь.
Но провинившегося перед сильными мира сего ждет наказание, и для исполнения его в Москву прибывают иностранные визитеры. Они обнаруживают, что Мастер бесследно исчез. Ход их поисков можно восстановить по косвенным обмолвкам автора. Должно быть, через Алоизия Могарыча воландовцы узнают, что у Мастера была возлюбленная Маргарита (Алоизий был представлен ей, а больше никто о даме не знал). Розыски Маргариты оказались весьма затруднительными, недаром Коровьев признается: «сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве и, верите ли,.. ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба» (22,613). О том же, что на этот раз они не ошиблись, воландовцы, по-видимому, выведали у Наташи. «Тут в открытую дверь вбежала Наташа... и закричала Маргарите:
— Будьте счастливы, Маргарита Николаевна! — она закивала головой Мастеру и опять обратилась к Маргарите: — Я ведь все знала, куда вы ходите.
— Домработницы все знают, — заметил кот, многозначительно поднимая лапу, — это ошибка думать, что они слепые» (24,651).
Итак, Маргарита обнаружена, но она не представляет, где же Мастер.
И вот тогда — в полном соответствии с законами колдовского мира — Воланд устраивает бал. Приготовление к нему и прибытие Маргариты на бал происходит согласно «еретическому ритуалу», определенному еще в средние века: сатана вербует и приглашает своих адептов сам или через своих агентов. Агент-соблазнитель выискивает себе жертву, которой обещает исполнение заветных и тайных желаний и приглашает принять участие в шабаше. «Добившись согласия, вербовщик дает соблазненному палку от помела и волшебную мазь... и обещает сам или с «приятелем» (дьяволом) зайти за ним, чтобы отправиться на шабаш. Этот приятель становится «личным наставником» вступившего в преступную колдовскую секту еретика... На шабаше неофит или неофитка перед сатаной отрекаются от Бога, Христа... окончательно отдают душу лукавому. Взамен демон наделяет посвященного способностью совершать колдовские действия и исполняет его заветное желание»1.
Таким желанием для Маргариты было соединение с любимым. Ради этого она заключает союз с дьяволом. Сатана редко ошибается.
Появление Мастера перед компанией сатаны ведет к новому приступу болезни: «Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации» (24,645). Произошло то, чего так боялся Мастер. Но еще больший удар для него — восстановление рукописи романа, заключавшей в себе его грех помышлением и словом. В то время, как Маргарита безумно радуется этому, Мастер «неизвестно отчего впал в тоску и беспокойство, поднялся со стула, заломил руки, и обращаясь к далекой луне, вздрагивая, начал бормотать. «И ночью при луне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги...» (24,647) — совсем как герой его Пилат в месте раскаяния. Горе Мастера можно понять — у Воланда в руках доказательство его вины. Это обстоятельство позволяет по-новому взглянуть на изречение сатаны «Рукописи не горят!» — нам напоминается о нетленности человеческих поступков и неизбежности ответа за них.
Но возвратимся к героям романа. Воланд, исполнив просьбу Маргариты, возвращает влюбленных в дом на Арбате, но в ответ на «прощайте» Маргариты говорит: «До свидания». Он-то знает о дальнейшей судьбе этой пары, которая пока еще в неведении о будущем.
«— Ты знаешь, — говорила Маргарита, — как раз, когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со Средиземного моря... и эти идолы, ах золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя. Мне кажется, что и сейчас будет дождь. Ты чувствуешь, как свежеет?
— Все это хорошо и мило, — отвечал мастер, куря и разбивая рукой дым, — и эти идолы, бог с ними, но что дальше получится уж решительно непонятно!» (30,719).
Что же это за диковинные золотые изваяния? Мы думаем, что Булгаков напоминает таким образом о золотом (либо позолоченном) идоле быка, которого называют золотой телец. Ему поклонялись либо как воплощению самого бога, либо как культовому животному. В связи с известной ветхозаветной историей, разыгравшейся у горы Синай, этот языческий кумир со временем превратился в символ антихристианских (в первую очередь, сатанинских) действий, а первостепенная роль золота в человеческом мире навсегда связала его с князем мира сего — дьяволом. Призраки золотых идолов, привидевшиеся Маргарите, являются ей как вестники новой встречи с Воландом и ею свитой.
Мастер и Маргарита находятся во власти сатаны. Мастеру уже не надо скрываться и таиться. «Я ничего не боюся, Марго, — говорит он любимой, — ... и не боюся, потому что я все уже испытал» (30,721). Прошел страх, угасла болезнь, но влюбленные приготовлены в жертву золотым идолам.
Примечания
1. Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1985. С. 164—166.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |