Дядя покойного Берлиоза Максимилиан Андреевич Поплавский, экономист-плановик из Киева, живущий на бывшей Институтской улице, получил телеграмму: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз».
В пятницу он прибыл в Москву на поезде, в вагоне 9, и днем вошел в домоуправление дома № 302-бис, желая получить квартиру Берлиоза. Руководителей домоуправления он не находит и следует в квартиру 50. В прихожей видит кота, разговаривает с Коровьевым, который сочувствует его горю, рыдает и уходит.
Кот объясняет, что телеграмму дал он и требует:
— Паспорт, — тявкнул кот и протянул пухлую лапу. Удивляется как четыреста двенадцатое отделение выдало ему паспорт, предлагает вернуться в Киев и дает команду:
— Азазелло, проводи!..
Азазелло подает паспорт, на площадке лестницы вынул из чемодана жареную курицу, вещи и чемодан спихнул в лестничный пролет, курицей ударил Поплавского по шее, и тот полетел вниз по лестнице.
Сидя на ступеньке лестницы, Поплавский объясняет человечку с печальным лицом как пройти в квартиру 50. Через некоторое время видит его, он крестится, что-то бормочет и пролетает мимо. На троллейбусе Поплавский едет на Киевский вокзал.
Буфетчик Варьете Андрей Фокич Соков после звонка входит в квартиру 50. Дверь открыла голая девица, у нее шрам на шее. По телефону она приглашает барона Майгеля посетить артиста к двенадцати ночи. Разрешает Сокову пройти в гостиницу.
Перед камином на тигровой шкуре сидел, благодушно жмурясь на огонь, черный котище... стол был покрыт церковной парчей... множество бутылок... блюдо из чистого золота. У камина маленький рыжий, с ножом за поясом... жарил куски мяса... Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване, низком, с разбросанными на нем подушками... на артисте было только черное белье и черные туфли.
Буфетчик представляется артисту, тот возмущается его буфетом, осетриной, брынзой и некипяченым чаем.
— Осетрину прислали второй свежести, — сообщил буфетчик...
— Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя.
Азазелло подает Сокову скамеечку, тот садится, ножка скамеечки ломается, падая, он опрокинул на брюки чашу красного вина. С опаской садится на вторую скамеечку. Артисту нравится сидеть низко, угощает Сокова жареным свежим мясом, предлагает вино, играть в кости, домино, карты.
— Совсем худо, — заключил хозяин, — что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения...
Буфетчик недоволен червонцами сеанса черной магии.
— На сто девять рублей наказали буфет. — Ай-яй-яй! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки?.. неужели среди москвичей есть мошенники?.. — У вас сколько имеется сбережений?..
Буфетчик замялся.
— Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберегательных кассах, — отозвался из соседней комнаты... голос, — и дома под полом двести золотых десяток.
Буфетчик как будто прикипел к своему табурету.
— Вы когда умрете? — Тут уж буфетчик возмутился. — Это никому не известно и никого не касается...
— Ну да, неизвестно, — послышался все тот же дрянной голос... — подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате...
Буфетчик вскрывает свой пакет, там червонцы. Уходит. На лестнице проверяет пакет с червонцами. Женщина видит деньги, просит поделиться с ней, идет вниз. Буфетчик возвращается за шляпой. Спускается вниз, шляпа превращается в берет с перьями, крестится. Берет превращается в черного котенка, царапающего лысину. Буфетчик бежит вниз, котенок вверх.
В аптеке голову буфетчика перевязывают и называют специалистов по болезни печени, профессоров Бернадского и Кузьмина. У Кузьмина ему назначили прием на девятнадцатое, но он входит к профессору, утверждает, что у него рак печени. Его направляют на анализы и к профессору-невропатологу Буре. Кладет тридцать рублей профессору на стол.
Профессор вместо червонцев видит этикетки с бутылок, затем черного котенка. Ксения Никитишна успокаивает его. Выглянув в окно, профессор видит Марью Александровну в рубашке. Играет патефон фокстрот «Аллилуйя», на столе прыгает воробей. Профессору шестьдесят лет и хочет узнать у Буре, что с ним происходит.
Воробушек взлетел вверх, повис в воздухе, потом с размаху будто стальным клювом клюнул в стекло фотографии, изображающей полный университетский выпуск 94-го года, разбил стекло вдребезги и затем уже улетел.
Профессор звонит в бюро пиявок. Появляется сестра милосердия с мужским ртом, забирает денежки и исчезает в воздухе. Вызван профессор Буре утешать Кузьмина.
В черновой тетради 1 (1928—1929) в главе «Якобы деньги» имеются эпизоды с превращением фальшивых червонцев в этикетки и т. п. Буфетчик Варьете утром 12 июня вместо одиннадцати червонцев обнаружил страницы из «Заколдованного места» Гоголя. Он отправился на третий этаж к магу. По зову мага появился кот Бегемот, слышит сифилический голос о Бонифации. Буфетчик пригрозил подать в суд, классовый, если не вернут 110 рублей, Воланд просит не губить его. В пакете буфетчика оказались червонцы. Воланд назвал сумму сбережений буфетчика, 134 тысячи, и дату его смерти — «через год». Голая девица появилась при уходе буфетчика. Проверяя деньги на лестнице, слышит просьбу женщины дать ей червонец за любовные услуги. Вернулся за шляпой, спускаясь вниз, перекрестился, берет соскочил с головы и исчез. Буфетчик спешит в церковь, заказать молебен, а там аукцион, на куполе вместо креста — сидит человек и курит.
В черновой редакции, написанной с июля 1933 г. глава названа «Дядя и буфетчик». Дядя носил фамилию Латунский, 23-го он сел в поезд и утром 24-го был у ворот дома на Садовой, 10. Его паспорт был выдан 12-м отделением милиции. Кот позвал Фиелло проводить Латунского. Уходил из дома он пешком. Заведующий буфетом «Кабаре» назывался Алексей Лукич Барский, дверь ему открыла голая девица. Звонила она о том, что представления не будет. Имя артиста Азазелло. Убыток буфета — 110 рублей. На лестнице буфетчик опять видит вместо червонцев бумагу. Шляпочка буфетчика превратилась в рыжего кота. Буфетчик бежит в церковь к отцу Аркадию Элладова.
В окончательной редакции фамилия Латунский передана критику. Дядя Берлиоза получил фамилию Поплавский, что напоминает о Петре Акимовиче Пальчинском, бывшем деятеле Временного правительства и работавшем консультантом Госплана СССР. Расстрелян в мае 1929 года.
Паспорт Поплавского выдан четыреста двенадцатым отделением милиции. В цифрах 412 автор зашифровал закон от 4 декабря 1932 г. По этому закону в стране был установлен особый паспортный режим. В городах вводятся паспорта, а в сельской местности крестьян прикрепили к земле, без разрешения руководства колхозов им запрещалось менять место работы. В это время в хлебородных районах страны был голод, и крестьяне пытались уезжать из них в другие районы.
Азазелло, в свите Воланда, главный исполнитель репрессий. У И. Сталина на этой роли до 1936 года находился Генрих Григорьевич Ягода (Гершель Григорьевич Иегуда, 1891—1938, расстрелян). Ягода — из семьи аптекаря, образование получил в Нижнем Новгороде. В партии с 1907 г. Воевал и получил ранение. В 1917 г. участвует в создании Красной гвардии. С 1920 г. — член Президиума ВЧК, с 1924 г. — заместитель председателя ГПУ. В 1929—1931 гг. под его руководством заключенные строили Беломорско-Балтийский канал и происходило выселение кулацких хозяйств в удаленные районы страны. В 1930 г. кандидат, а с 1934 г. член ЦК ВКП(б). В 1934—1936 гг. — нарком внутренних дел СССР. В своем распоряжении имел лабораторию по изготовлению ядов. В процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока» обвинен в организации убийств Менжинского, Горького, его сына М.А. Пешкова и в попытке отравить Н. Ежова. 13 марта 1938 г. признан виновным и расстрелян.
Поплавский на троллейбусе едет к Киевскому вокзалу. Троллейбусы в Москве появились с ноября 1933 г.
По телефону Гелла разговаривает с бароном Майгелем. Его прототип Борис Сергеевич Штейгер служил во 2-й коллегии Наркомпросса РСФСР по внешним связям и подчинялся непосредственно А.С. Енукидзе. Обвинен в измене Родине и расстрелян в декабре 1937 г.
В сентябре 1931 г. застрелилась Анжела Раубель, все родные и знакомые называли ее Гели, племянница и самая большая любовь А. Гитлера. Вероятно, автор под именем Гелла имел в виду Гели.
У буфетчика Андрея Фокича Сокова убыток в буфете составил 109 рублей. Возможно, автор так зашифровал 10 сентября.
249 000 рублей хранит Соков в пяти сберегательных кассах и дома 200 золотых десятков — здесь автор тоже что-то зашифровал, возможно — год смерти В.И. Ленина, 1924-й. Сберегательные кассы открылись в стране с февраля 1923 г.
Сокову предсказана смерть от рака через девять месяцев. Считая с мая, когда появился Воланд, это февраль будущего года. Эдуард Георгиевич Багрицкий (Дзюбин, 1895—1934) поэт. Умер в феврале 1934 г. от рака. Автор еще раз подтверждает дату появления Воланда в Москве — май 1933 г.
Сокову предложено записаться на прием к профессору Кузьмину 19 мая. Так автор отметил свою дату 19 мая 1934 г., когда ему с женой было предложено получить заграничные паспорта для выезда за рубеж. За паспортами ходили много раз, но не получили.
Профессор Кузьмин (в романе ему 60 лет) недоумевает: червонцы Сокова превратились в этикетки, на столе — черный котенок, затем воробей, медсестра с пиявками. Недоумение переходит в страх.
Москвичи также испытали недоумение, прочитав в газете «Правда» (газета И. Сталина) 8 июня 1937 г. статью без подписи «Профессор — насильник-садист». Статья о профессоре Д.Д. Плетневе (1872—1941), который в 1934 г. принял пациентку и заразил ее, укусив за грудь. Услугами врача Плетнева пользовалась и семья Сталина. После статьи Плетнев был приговорен к тюремному заключению. По возрасту Кузьмин и Плетнев почти одногодки.
Кузьмин видит, как взлетел воробей и начал клевать фотографию университетского выпуска 94-го года.
В 1894 г. Иосиф Джугашвили с отличием закончил Горийское духовное училище и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. Сохранилась его единственная фотография детского возраста за 1894 г. Эту фотографию и клевал воробей у профессора Кузьмина.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |