Понятно, почему происходит это пересечение: авантюрная стихия, придающая прелесть этому фильму, живописующему унылый быт двух эпох послевоенного социализма, проявляется, в частности, в том, что герои его то и дело... меняют свои имена. Особенно запоминающимся этот мотив становится в связи со вторым женихом главной героини фильма, не без гордости перечисляющим длинную вереницу имен, которыми его называли. Но и с первым ее, неудачным возлюбленным происходит то же самое: под влиянием моды, он переменяет имя Рудольф на Родиона. Вот эта стихия переименований и находится в самом резком противостоянии с «паспортным режимом»: ведь в паспорте должно быть указано одно имя, и никаким другим гражданин называться не имеет права! Недаром эпизод с именами «Гоги, Гоши etc. etc.» повторяется в уголовном ключе, когда разыскивающий его друг семьи с выражением следователя на лице спрашивает о нем (оказавшемся всего-навсего Георгием Ивановичем!) у старушки-соседки.
Грозный призрак «краснокожей паспортины» маячит в фильме и тогда, когда празднующие рождение отвергнутой отцом Александры в недоумении останавливаются, не зная, какое у нее будет отчество; и тогда, когда точно такое же недоумение охватывает разыскивающих Гошу, когда выясняется, что они не могут обратиться в справочное бюро, так как им неизвестна... даже его фамилия: все это грани одной и той же проблемы так называемых «паспортных данных». А кульминации этот сквозной лейтмотив, в его уголовном аспекте, достигает, пожалуй, в знаменитой «афере с профессорскими квартирами»: ведь легкомысленные героини фильма по сути дела... фальсифицируют свою «прописку», создают у знакомых ложное впечатление, что они прописаны в квартире профессора Тихомирова!
Мотив переименований также преломляется в рассказе 1925 года. Главную героиню рассказа зовут Маруся. Это имя заимствовано... из будущего кинофильма: общей стихии переименований не избежала и дочка героини, та самая безотцовщина Александра, и в ответ на вопрос вторгшегося в их дом «Гоги», как, мол, называет ее мама, она дает заведомо ложный ответ: Маруся! А с главным (и отрицательным) героем рассказа происходит... точь-в-точь то же самое, что с отрицательным мужским персонажем кинофильма — он изменяет свое имя под влиянием моды, но тогдашней, комсомольской: «он ответственный работник, недавно переменивший свое имя Василий на Ким» (то есть Коммунистический Интернационал Молодежи).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |