Стоит перевернуть титульный лист № 4 «Занозы» — и нас тут же обрадует то обстоятельство, что тема лошадей, животных вообще, привлекшая наше внимание, начинает бурно развиваться на страницах журнального номера. Это верный признак бурного же художественного процесса. Уже на стр. 2 мы находим развитие того же сюжета с арестом председателя Промбанка: на рисунке Н. Купреянова изображен деревенский дом, очевидно та самая дача, а во дворе — сани и пара лошадок. Впрочем, никакой подписи рисунок не имеет, зато под ним некто Маран тиснул стишок: «Председатель банка. (Сказка для детей воровского возраста.)». Мы обратим на него внимание потому, что в нем прямо упоминается учреждение, сотрудников которого в самых невыгодных ситуациях любил изображать в своих произведениях Булгаков. Главный герой стихотворения — вор-рецидивист, завидующий благополучию советских нуворишей:
[...] — Эк счастье-то валит! — Идет Лубянкой вор...
Вдруг... возле Гепеу негромкий разговор:
— Арестовали!.. Да-с... Тюрьма-то крепче танка!..
— Кто арестован-то?..
— Да председатель банка!..
И тихо молвил вор: — Хоть разного мы стажа,
Да, видимо, тюрьма для нас одна и та же!..
Но мы еще не скоро увидим, к чему ведет это стихотворение. При чем тут помещенная на той же странице забавная цитата из Троцкого? Однако она интересна для нас поначалу просто из-за того, что мы способны увидеть в этом некую закономерность. Ведь мы уже встречали случай экспонирования забавных выражений этого вождя в «Красном перце», в рисунке, посвященном памятнику Тимирязева. Теперь же:
«Л.Д. Троцкий о Занозе:
«Исход польской войны врезался в сознание армии, — особенно ее молодого командного состава, — как заноза. Из этой занозы выросло вскоре стремление к учобе [sic!].»
Вечерн. Москва № 45. Л. Троцкий»
Вспомним-ка теперь реминисценцию пушкинской зарисовки памятника Петру без Петра — и поймем, что в ней «булгаковского»! Ведь в прошлом году в «Дрезине» был помещен рисунок «Лев Давидович на отдыхе», который пародировал портрет Троцкого,) только что созданный художником Ю. Анненковым, а он, в свою очередь... использовал для своего героя жест героя Фальконетовского монумента! Теперь этот монумент, в другой своей составляющей части — не седока, но его скакуна, вновь появляется в соседстве фигуры вождя — так сказать, еще одного, несостоявшегося, «преемника» Петра. О скульптурном подтексте анненковского портрета, кстати, напоминает то, что аналогичная смешная цитата из речей вождя послужила в «Красном перце» темой для изображения памятника же, не петербургского, но московского.
Название «Вылетел из седла» аналогично названию посвященной Троцкому «дрезининской» карикатуры («...на отдыхе») и может быть отнесено не только к уже арестованному председателю Промбанка, но и к еще не арестованному наркомвоенмору Троцкому, который, тем не менее, находится в том же положении «вылетающего из седла» руководителя (правда не в очках, а в пенсне), что и персонаж, изображенный на рисунке.
В этом, кстати, заключается и острота пародийности по отношению к рисунку «Смехача», где ключевое для оценки положения Троцкого изображение Медного всадника было откровенным. Изгоняемый из Ленинграда Петр становится парадигмой длинной череды новых властителей, которым в той или иной степени суждена подобная участь.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |