И хотя перспектива, изображенная на рисунке из «эмигрантского» номера, оценивалась самим Булгаковым как невозможная, он, этот рисунок, имеет обратную сторону, в нем самом представляющую истинный взгляд Булгакова на внешнеполитические перспективы. Вновь для обнаружения этой «обратной» стороны необходимо прибегнуть к сопоставлению с другими материалами журнала.
В 1923 году, в декабрьском № 16 можно встретить графический триптих за той же криптографической подписью «Ник. К.» Более того: он содержит аналогичное обложечному рисунку «эмигрантского» номера фантастическое изображение, представляющее возвращение в родную страну — не русского, но немецкого наследника императорского престола (напомним, что их материальное положение в эмиграции сравнивается и в «ол-райтовском» фельетоне «Арифметика»). Серия рисунков так и называется: «Возвращение кронпринца».
Фигура, которая на рисунке 1924 года изображена в изолированном виде, на этой карикатуре представлена в естественной обстановке: кронпринц тоже восседает на белой лошади, но находится он перед приветствующей его толпой. На седле — изображение одноглавого германского орла, что подчеркивает связь с будущим рисунком, где на седле — аналогичное изображение двуглавого российского императорского орла. Толпа же, приветствующая кронпринца, — со знаменами, на которых изображена свастика; таким образом реставрация императорской власти в Германии парадоксальным образом представлена... как политическое торжество национал-социализма. А ведь то же самое, если руководствоваться намеченной аналогией, можно подразумевать и на рисунке 1924 года!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |