Таким образом, на рисунках дело идет не о реставрации отживших свой век монархий, но представлен тот вариант возможного развития «второй партии», который считал правдоподобным Булгаков: назревающая борьба Советской России с фашистскими государствами. В таком случае, парад в честь взятия Москвы, о котором на рисунке 1924 года намекает фигура отдающего честь наследника престола, — это в действительности прогнозируемый Булгаковым парад... в честь несостоявшегося в 1941 году взятия Москвы фашистскими, гитлеровскими войсками. Именно его картину конструирует в своем провидческом воображении Булгаков. Точно таким же образом провидческие картины московской паники при наступлении гитлеровских войск вторгаются у Булгакова в финальные эпизоды повести «Роковые яйца»...
Та же тема заметна и в октябрьской карикатуре 1923 года о хлебе, протянутом красноармейцем бунтующим немецким рабочим. Если красноармеец на этом рисунке изображен в правом верхнем углу — то в левом находится тот же самый германский императорский орел, что и на седле кронпринца, а на груди этого орла — снова мы видим фашистскую свастику. Автор графического замысла прямо-таки с плакатной выразительностью показывает, что за современными событиями на европейской политической сцене стоит назревающая борьба Советского Союза с фашистской Германией.
Новые обертоны приобретает и прослеженная нами параллель этого рисунка с карикатурой на «желудочную дипломатию» и Муссолини: одновременно изображается здесь и будущая вербовка, финансирование союзников СССР — находившихся на его иждивении стран «социалистического лагеря».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |