Трудно объяснимо и соотношение реалистической серьезности рисунка о реставрации императорской власти с политическими прогнозами писателя. Мы знаем об отношении Булгакова к намерениям эмигрантских кругов. Оно выразилось, в частности, в дневниковой записи о «проигранной первой партии» (то есть потерпевшей неудачу попытке реставрации монархии в России) и бесперспективности ее дальнейшего обсуждения (запись в ночь на 24 декабря 1924 года). Но мы сейчас поймем, что в действительности содержание рисунка вовсе не противоречило позиции писателя. Во-первых, надо сказать, что булгаковская метафора политических перипетий как игровых «партий» нашла себе на страницах «Красного перца» широкое применение. И продолжалось это в течение всего 1924 года.
В февральском № 4 на рисунке К. Елисеева «Опытный конферансье» (стр. 13) дневниковая запись Булгакова получает почти буквальное отражение: «Макдональд: — Милэди и джентльмены! Первое действие пьесы — признание Советской России — сыграно. Второе действие происходит в Индии — поэтому идет при закрытом занавесе». Макдональд изображен на сцене театра перед публикой; метафора игры, таким образом, роднит карикатуру с прошлогодней карикатурой «Неудачная постановка» об «Индийской гробнице» и пошатнувшемся английском могуществе в Индии. А поскольку художники указаны разные, то единство художественного замысла говорит о стоящем за обоими рисунками третьем лице, Булгакове.
В июньском № 12 — рисунок П. Мина на тему «Борьба в Германии», который тоже называется: «Решительная партия» (стр. 4). Двое сидят за шахматной доской: «Фашист: — Играть, так играть... По правилам, начинают белые.
Рабочий: — Ну-ну. Пусть только попробуют».
Наконец, юмореска в ноябрьском № 25 под названием «Политическая рулетка», которая так прямо и подписана — «Б.» (стр. 3):
«— Что, не везет?
— Страшно. Седьмой год на черное ставлю, а все выходит красное». Как и в предыдущем рисунке, цветообозначения в игре используются для определения политических партий. Таким образом, мнение Булгакова о том, что наступает время «второй партии» в «игре» против Советской России, находит себе выражение и на страницах «Красного перца».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |