Итак, «дрезининский» «портрет» Муссолини раскладывается в своего рода тетралогию:
— мартовская 1923 года «Неудачная постановка»;
— октябрьская 1923 года сатира на «помощь германским рабочим»;
— январский 1924 года портрет Муссолини на фоне гигантского хлеба;
— наконец, мартовская 1924 года реминисценция на тему манипуляций Шурика с Федей.
Как видим, на целый год растянулось экспонирование одной-единственной художественной идеи, обогащенной различными острополитическими обертонами. Лишь «сложив» все эти кусочки головоломки, можно было понять истинную позицию авторов журнала. Это дает представление о тех цензурных условиях, в которых им приходилось осуществлять свою журнальную стратегию и тактику. А еще — о гигантском, поистине, мастерстве того вдохновителя журнала, которому удавалось воплощать этот гигантский же, ничуть не уступающий «Божественной комедии» или роману «Мастер и Маргарита», идейно-художественный замысел.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |