Но и это еще не все: маленький рисунок «Дрезины», изображающий «озверевшего» Муссолини, раскрывается в «Красном перце» целым спектром своих художественных возможностей. Находим мы здесь в 1924 году и изображение самого этого политического деятеля — в январском № 1 на карикатуре П. Мина «Желудочная дипломатия» (стр. 4). Интересна структура этого изображения, так же как и «Неправильная постановка», отсылающего к другому рисунку того же художника, без которого его смысл непонятен.
Маленький Муссолини нарисован здесь перед неким гигантским предметом круглой формы, напоминающим медицинскую таблетку. Правильно идентифицировать этот предмет помогает рисунок, который появился еще в прошлом, 1923 году на обложке № 12 от 6 октября, снабженный следующей подписью: ««Пришло время, когда Советская Россия, победившая голод и восстанавливающая теперь свое хозяйство, должна помочь германским рабочим в их тяжелой борьбе.» (Из резолюции Московского Совета 28 августа 1923 г.)».
На рисунке мы видим красноармейца, который из правого верхнего угла протягивает круглый хлеб вооруженным людям с красными бантами на груди. В этом кулинарном подарке мы и можем узнать тот странный предмет на январском рисунке, перед которым, со словами «— Придется признать...» томился крошечный Муссолини. Желудок, так сказать, диктует итальянскому лидеру необходимость быть «дипломатичным» с Советской Россией. Один рисунок бросает на другой иронический отсвет: поддержка Советским правительством недовольных германских рабочих... тоже оказывается своего рода «желудочной дипломатией»!
Но кроме того, октябрьский рисунок подтверждает, что связь фигуры Муссолини с карикатурами о «постановках» — связь, установленная нами благодаря выводу о невероятной осведомленности их автора, — действительно существует. Изображение главного персонажа и устремленной к нему толпы на июньской карикатуре об «английском могуществе в Индии» зеркально повторяет композицию рисунка «Неудачная постановка». Англичанин-империалист изображен не справа, а слева от восставших, и не он тянется к толпе, как красноармеец, а толпа к нему, и не с дружественными, а враждебными намерениями!
Революция в Германии, к слову сказать, в этом контексте также предстает как «Неудачная постановка»: мы видим, таким образом, в октябрьском 1923 года рисунке «Красного перца» ту же критику надежд на «мировую революцию», и в связи с теми же событиями в Германии, что и на разбиравшихся нами в предыдущей работе рисунках «Дрезины»...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |