Что касается первого из указанных рисунков, то, не вдаваясь в подробности, можно отметить лишь, что возбуждающее воздействие «Правды» здесь распространяется, по-видимому, не только на «иностранных быков», но и... на отечественных «ястребов»: их антагонист «бык»-Булгаков, согласно с поставленными им самим условиями литературной игры, с ними отождествляется. Ведь именно со страниц «Правды» велась в 1923—24 гг. критика пролетарского экстремизма в подходе к литературе, имевшая своим следствием знаменитое постановление 1925 года. Возможно, что рисунок «Красного перца» является одним из отголосков этих сражений — случайно или не случайно залетевшим в наше исследование истории двух сатирических журналов и роли Булгакова в ней.
К теме этой литературной борьбы «Красный перец» обратился в том самом № 12 1923 года с быком-газетоненавистником. Здесь помещен рисунок Л.М. «Народная парикмахерская имени Белинского» (стр. 13). В роли парикмахера подвизался... Л.Д. Троцкий — автор книги «Литература и революция». На стене надпись: «Здесь стригут и бреют, и кровь отворяют». В кресле сидит директор издательства «Круг», к которому обращается Троцкий: «— Пожалуйте, ваше попутничество, готово!.. Мальчик, зови чумазых кровь пускать». Рядом с креслом стоит другой «попутчик» — редактор журнала «Красная новь», держащий шляпу и трость своего сотоварища, а в отдалении теснятся «чумазые», которые сейчас будут им обоим «пускать кровь» — редакторы экстремистских «пролетарских» журналов «На посту», «Кузница», «Горн» и «Леф».
Наверняка именно эту знаменитую карикатуру «Красного перца» 1923 года и имели в виду журналисты «Занозы», когда в июньском № 17 (первая попытка «путчиста»-Верхотурского!) печатали карикатуру «Невозвратное время», представляющую то же место действия — парикмахерскую и некоего подозрительного «нэпмана», вздыхающего на ее фоне: «Эх, было время, когда нашего брата брили только в парикмахерских». Мы сразу предположили, что в этом липовом «нэпмане» изображен... гонимый властью литератор, журналист, и даже — сам Булгаков. И вот теперь эту догадку подтверждает первоисточник рисунка, найденный в «Красном перце».
В этом смысл реплики: раньше, то есть во времена появления карикатуры 1923 года, «брили только в парикмахерских» — то есть «прорабатывали» на страницах враждебных журналов. Теперь же «неистовые ревнители» пролетарской литературы, как самые настоящие путчисты-погромщики, врываются в редакции и препятствуют журналистам свободно, в силу их собственного разумения заниматься своим делом...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |