В этой связи обратим внимание на одно обстоятельство: в номерах, последовавших после первой «смерти» журнала, частыми становятся скрытые отсылки к «Красному перцу», его публикациям. «Заноза»... как бы превращается в «Красный перец»? В «Красном перце» свои прообразы имели, как мы видели, карикатуры «НЭП на курорте» и «Пики-козыри французской буржуазии», рассказ «Воспоминатель»; сама подпись «Егор Каменьщиков» часто появлялась на страницах «старшего брата» журнала «Занозы». То же самое можно сказать и о рассмотренном нами рисунке из № 19 о полицейском на дирижабле и врезавшемся в трамвай автомобилисте.
Использованный в этом рисунке прием — разрыв двух составных частей изображения большим массивом постороннего текста, или, более обобщенно, использование пространства журнальной страницы как модели, иконического знака «реального» пространства, изображаемого на рисунке, — во всей полноте своих возможностей был развернут на страницах «Занозы» гораздо раньше — в знаменитой серии рисунков «У страха глаза велики» о погоне за Иван Иванычем Стайкиным. Но этот же тип рисунка, в своем простейшем варианте «диагональной композиции» одной журнальной страницы, как в № 19, не раз клишировался и на страницах «Красного перца».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |