Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Пуд и... под

Тема «борьбы» и будет подхвачена на соседней стр. 5, где продолжается нескончаемый «репортаж» о происходящем в редакции «Занозы». Рисунки М. Черемных «Физхалтура», изображающие перипетии сеанса французской борьбы «толстого» с «тонким», сопровождаются стихотворными подписями В. Катаева, в которых, в частности, звучит опознавательное слово «капут» из рекламных стихов «У страха глаза велики»:

[...]
Вот дядя Пуд,
Король суплеса.
Теперь капут
Для легковеса.

[...]
Но чья ж судьба
Из них превратна?
Увы, борьба
Безрезультатна.

Прут из орбит
Глаза арбитра
И сам арбитр
Дрожит, как цитра.

Забыл, урод,
Распорядиться,
Кому и под
Кого ложиться!

Проходят дни,
Проходят ночи,
Но лечь из них
Никто не хочет.

[...]

Особенно забавно в этих стихах то, что «арбитр», которому адресуются такие слова, как «урод» и т. д., на предыдущей, политической карикатуре «Французская борьба»... означал СССР, который наблюдает за истязаниями рурских рабочих французскими капиталистами! В катаевском же фельетоне становится еще более очевидным, что вся эта ситуация борьбы и арбитража относится к борьбе, ведущейся вокруг журнала.

На той же странице помещен фельетон Оливера Твиста (псевдоним того же Катаева) «Шапка на воре» (название, аналогичное уже встречавшемуся нам названию фельетона о субъективном восприятии ситуации разными персонажами: «У кого что болит...»). В основу фельетона на этот раз положена «закрепленная» за Зиновьевым тема румынской оккупации Бессарабии: любой вопрос, поднимаемый в Лиге Наций в его присутствии, представитель Румынии воспринимает как касающийся больной для него темы о Бессарабии.

Точно так же и несчастный, обижаемый Булгаковым «бедный сирота» Зиновьев, должно быть, дошел до того, что лихорадочно отыскивал в любом материале «Занозы» намеки, касающиеся лично его.