На Булгакова в этом номере указывает и характер построения рубрики «Вентилятор». Вообще пишется она, как можно было заметить, раешным стихом, большим любителем и знатоком которого был Булгаков, причем в № 1 это обстоятельство специально обыгрывается: «Здорова рабята! Я — не дед бородатый, лет мне 27 и только, прозываюсь Зубастый Колька. И вдруг на смех всему городу зацепила «Заноза» мне бороду и сделала из меня раешного деда. Ай, да молодцы, вот так победа! Это, конечно, фокус простой — измываться над бедным сиротой...» Мы не раз уже ссылались на наблюдение исследовательницы, что принцип раешной панорамы был положен в основу очерка Булгакова «Сорок сороков»;1 использование аналогичного принципа мы встречали и на одной карикатуре «Дрезины». В № 16 традиционный обзор в «телескоп» городских недостатков — и это происходит один-единственный раз — откровенно построен по тому же принципу панорамы: «Ну-с, а теперь и за трубу возьмусь. Возьму должное направление и сделаю вам первое сообщение о таком, ненормальном явлении [...]
А вот и вторая картина длинная почитай трехаршинная [...] А вот вам и третья панорама, — рабкредитная драма [...]» Образ раешной панорамы выступает в этом тексте и доводится до своего лексического выражения. Любопытно также, что в этом случае повторяется фраза из № 1, где говорится о жанре райка («и сделаю вам первое сообщение» — «и сделали из меня раешного деда»). И наоборот — в первом выпуске «Вентилятора» уже звучат отголоски будущей борьбы вокруг журнала, которая достигает своей кульминации в № 16 («Это, конечно, фокус простой — измываться над бедным сиротой...»).
Примечания
1. Джулиани Р. Игровой элемент в малой прозе Булгакова // Михаил Булгаков на исходе XX века. Спб., 1999.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |