И наконец, та самая знаменитая карикатура на последней странице обложки № 10, которая также связывает его с № 4 и с именем Булгакова и об особенностях которой мы уже говорили. Рисунок Н. Купреянова называется «В мастерской». На нем изображена хозяйка мастерской... с головой черноволосого, с вьющимися волосами, лысеющего, расплывшегося в улыбке мужчины; это абсурдное противоречие стушевывается с помощью клетчатой юбки — «шотландки». Это монструозное существо говорит обернувшейся к ней портнихе, изображенной на переднем плане — с шеей, головой и прической подчеркнуто, контрастно женственных очертаний: «— Никак не угодишь на этих заказчиц!
— А что?
— Заказали манто для Крыма, а теперь говорит, переделайте для Нарыма».
Губитель «Занозы» — именно так мы опознаем изображенное на рисунке чудовище, и, может быть, нам удастся еще идентифицировать его с одним из лидировавших в то время партийных функционеров — этот палач свободного слова изображен торжествующим, да еще хамски издевающимся над коллективом журнала, которому грозит полным составом и впрямь отправиться в Нарым или на Соловки! Но тем не менее это торжество нейтрализовано... самим фактом появления рисунка, благодаря которому очередное удушение свободы, пусть и в таком иносказательном «проклятом эзоповом» виде, становится достоянием гласности.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |