Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Похоронное настроение

Под фельетоном — фигура пьяного, улыбающегося, пританцовывающего фонарщика... из похоронной процессии, нарисованная К.Е.; из заднего кармана сквозь фалды длиннополого сюртука торчит номер «Занозы». Аллегория — простая: хоронят журнал. Одновременно, в последнем мартовском № 6 «Красного перца» появился рисунок К. Елисеева «Похороны совзнака» (стр. 8—9), где такой же фонарщик находится в начале похоронной процессии.

Но одновременно эта фигура... является очередной предвосхищающей кинореминисценцией: из кинофильма «Веселые ребята», где катафалк, похоронные принадлежности (в том числе, и такой же, как на рисунке, фонарь в руках танцующей и распевающей Любови Орловой)... оказываются лишь случайными аксессуарами эстрадного джазового представления (вот почему, догадываемся мы, в рассказе «Изюминка» из «Покровских ворот» выбрана именно джазовая пародия!). Эта кинореминисценция указывает на связь прощального фельетона с иными публикациями номера; в них тоже звучат мрачные «пророческие» мотивы — мотивы посюстороннего «ада», грозящего живущему на «Воробейчиковых горах» герою стихотворения «Разговорчики».

Рассказ П. Черского называется «Скверное настроение. (Почти по Чехову)» (стр. 6). Название напоминает о еще одной песенке из еще одного будущего кинофильма — знаменитом «Хорошем настроении» в исполнении Людмилы Гурченко из кинофильма «Карнавальная ночь». В рассказе валютный спекулянт Хапунчиков (обратим внимание на созвучие фамилии... с фамилией будущей актрисы!) волей-неволей представляет в своем воображении дорогу к тому Белому морю, о котором говорится в подписи к карикатуре «Красного перца»; на Соловки... Чеховская же основа рассказа — объединяет его с рассказом «Зубное» из № 4, в котором нас встретила фамилия «Булгакиных»...

Той же печальной теме, только не Соловкам, а Нарыму, посвящен стихотворный фельетон Ю.К. Олеши «Любители полярного климата». Творил же в это время свои стихотворные фельетоны, в том числе — и в «Занозе», Олеша под псевдонимом... «Зубило». Этот псевдоним возвращает нас к булгаковскому мотиву вывески зубоврачебного кабинета, с которого началась наша экскурсия по материалам журнала.