Истина у Набокова в «Даре» повернута к нам на одну четверть, рисунок журнала ее разворачивает в профиль... и содержимое «пригоршни» оказывается неожиданным как по отношению к Истине, так и по отношению к Крупской. Казалось бы наоборот: Крупская — признанная защитница «бедноты», в декабре будущего года на XIV съезде РКП(б) она вместе с Каменевым и Зиновьевым выступит против «кулацкой» политики Сталина и Бухарина, за что подвергнется публичному шельмованию.1 А тут она предстает перед нами жадно пересчитывающей деньги. Однако парадокс этот и разрешается самим рисунком: именно ее излюбленная «беднота» и занимается тем, что прячет в чулок в поте лица заработанные копейки.
Любопытная деталь, служащая наглядным подтверждением нашей параллели изображения Иуды в «Красном перце», рассуждающем о своих «сребренниках», и выпуска советских серебряных денег. У «Крупской» на карикатуре «Занозы»... точь-в-точь такие же длинные костлявые пальцы с увеличенными суставами, с какими художник (причем тот же К. Елисеев!) в октябре 1924 года изобразит Иуду! Что, как говорится, хотел сказать этим автор?
Быть может, он имел в виду крутой поворот в политике Сталина, когда, одолев в союзе с Бухариным Каменева и Зиновьева, он обратит оружие против «кулацкой политики» своего бывшего союзника? И уже с мая 1927 года Крупская будет находиться с ним в умилительном единодушии, а затем выступит с поддержкой всеобщего доносительства во время того «Шахтинского дела» 1928 года, о котором предупреждали предыдущие материалы «Занозы».
Примечания
1. Куманев В.А., Куликова И.С. Противостояние: Крупская — Сталин. М., 1994. С. 96, 137.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |