Впрочем, отождествление Крупской с аллегорической фигурой из набоковского стихотворения для Булгакова закономерно. В февральском «Воспоминании...» в финальном портрете героини — Крупской возникают аллюзии на другие будущие романы Набокова: «Отчаяние», «Король, дама, валет».
В частности, у Булгакова в этом финальном портрете лицо Ленина — перекрывает лицо Крупской, так что видны остаются одни ее седые волосы, те самые, которые узнаваемо изображены на рисунке журнала! Возникает традиционная карточная пара: дама — король, и это изображение политических фигур в виде игральных карт (напомним булгаковскую метафору смены исторических эпох как «игровых партий») найдет себе место на дальнейших страницах «Занозы». В июльском № 20 на рисунке М. Черемных «Думмерг — Мильеран», с подписью: «Пики-козыри французской буржуазии» (стр. 5), два французских президента — нынешний и предшествующий — будут изображены как два изображения на одной и той же игральной карте. Смысл этой карикатуры проясняется в эпиграмме «Наследство Мильерана» на следующей же странице; ей предпослан эпиграф «Из газет»: «Новый французский президент Думмерг заговорил языком Мильерана»; оба президента — либеральный и консервативный — изображаются как «близнецы».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |