«Роман о Пилате» (так определяет, как мы помним, сам мастер свое сочинение). Что ж, тут с мастером нельзя не согласиться. Да, именно Пилат переживает здесь состояние глубокого духовного кризиса, мучительное испытание прежних представлений о смысле жизни. Именно Пилат, так сказать, главный «конфликтный», «проблемный» герой романа. Великая и напряженная работа мысли и души происходит прежде всего в нем. Он идет — с большим трудом, но идет! — необычным и мучительным путем. Был наместником римского императора, ИГЕМОНОМ. И — преодолевает этот аристократический статус, который дала ему «ВЕРА». Делает шаг за шагом в другом направлении, которое поначалу ему казалось, как увидим, бессмысленным. И направление это — стать «ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ». Открыть для себя храм истины.
Разумеется, в «шкале» абсолютных ценностей выше Пилата (и кого бы то ни было из персонажей «древних», да и современных глав) стоит Иешуа Га-Ноцри. Но при всем трагизме земной судьбы Иешуа (он телесно гибнет на Голгофе), не он пережил смену системы ценностей. Он целен и стоек, как мы видим, во всех переменах: и ведущих к физической гибели, и соблазняющих избавлением от нее. Но и в том, и в другом случае Иешуа должен был бы — как мы увидим — отказаться от несомненной и выношенной им духовной ценности — света ИСТИНЫ. Но в этом он неколебим.
А вот Пилату предстоит — особенно после встречи с Иешуа Га-Ноцри — огромная, напряженнейшая работа духа и интеллекта. Ума и совести. И в этом его превращения и конфликты во многом сродни — внутренне! — булгаковским современникам...
Да, труден путь, о котором сказал Александр Блок: «Сотри случайные черты...». Но именно этим путем изначально шел — и идет — Иешуа Га-Ноцри. Идет убежденно и счастливо, неся свет в душе своей и увлекая других этим светом. А вот Пилат этот путь открывает с великим трудом, физическими и нравственными страданиями. И все же находит в себе силы преодолеть прежние представления о смысле жизни.
Вот почему Пилат так необходим Булгакову.
Путь «бесов» — от Воланда до кота Бегемота — это прямая противоположность не только Иешуа Га-Ноцри, но и Пилату (да и многим иным персонажам «древних» глав). «Бесы» (как и увлеченные ими горожане) — это свобода смешивать все в кучу, жить одним днем, одним мгновением — лишь было бы «мне» в это мгновение «хорошо». Тут нетрудно привести десятки примеров, и кое-что мы еще вспомним в свое время. Все они касаются тех, о ком можно сказать — «люди как люди». То есть, в сущности, рабы обстоятельства, живущие по принципу: «Плевать на все — было бы мне хорошо!». Все в них и вокруг утрачивает знаки «добра» и «зла». Все усередняется, становится упрощенным и возможным. Легко можно собрать выразительную коллекцию «бесовских» словечек в этом роде: «Подумаешь, бином Ньютона». «Сижу, починяю примус, никого не трогаю», и т. д. и т. п.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |