Вернуться к М.С. Алиева. Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в художественном тексте (на материале произведений М.А. Булгакова)

3.3. Традиции Гоголя в произведениях М.А. Булгакова

Анализ антропонимического пласта трех крупных произведений показывает, что среди используемых М.А. Булгаковым отчеств наиболее частотными являются Иванович (9) и Петрович (8). Так, в «Белой гвардии» присутствуют антропонимы Василий Иванович, Марья Петровна, Сергей Иванович, Павел Петрович, Иван Иванович; в «Театральном романе» — Ермолай Иванович, Настасья Ивановна, Василий Петрович, Петр Петрович, Амалия Ивановна, Маргарита Петровна; в «Мастере и Маргарите» — Николай Иванович, Никанор Иванович, Прохор Петрович, Пелагея Петровна; в «Роковых яйцах» — Емельян Иванович, Валентин Петрович.

Как уже было отмечено Б.Б. Вахтиным касательно отчества Иванович, М.А. Булгаков в данных случаях продолжает гоголевскую традицию: «У Гоголя «Мертвые души» переполнены Иванами и Ивановичами» [Вахтин 1988: 335]. Как правило, персонажи с отчеством Иванович или Петрович являются второстепенными, а их имена фоновыми. Таким образом, в этих отчествах как бы закладывается значение «обычный, всякий, русский».

Останавливаясь подробнее на гоголевской традиции в творчестве М.А. Булгакова, следует выделить отдельную группу имен, отличающихся пестротой, колоритностью. Это изоморфные имена, например, в «Театральном романе» Андрей Андреевич (334), Арнольд Арнольдович (275), Альберт Альбертович (226), Филипп Филиппович (272); в «Собачьем сердце» — Телеграф Телеграфович (240), Полиграф Полиграфович (221); в «Белой гвардии» — Виктор Викторович (10).