Вернуться к А. Диалло. Структура художественного конфликта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.4. Историческое (вечное) — бытовое время

Отметим прямо, что в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» существуют три мира. Важно заметить, что миры романа взаимосвязаны между собой. Именно всемогущий Воланд выполняет роль связки. Обратимся к мирам романа.

Итак, в вымышленном мире время является вечным и статичным (будущее). В библейском (Ершалаим) мире время историческое (прошедшее), в московском — время бытовое (настоящее).

Современный московский мир «Мастера и Маргариты» представляет собой описание литературной и окололитературной среды 20-х и 30-х годов. В то же время, автор включил в его роман несколько ключевых элементов помогающих датировать события романа не только часом, днем, неделей, годом и месяцем, но даже и точными числами.

В противовес Москве, время в Ершалаиме имеет иной масштаб, оно по существу — историческое. Две тысячи лет отделяет читателя от событий, и уже одно то, что временная дистанция очень большая, придает событиям ощущение эпической насыщенности и исторического масштаба.

Кроме того, к временному промежутку, когда происходит действие, привязаны события общечеловеческого значения. Понятно, что Иешуа и все, что происходит с ним в сюжете, представляют собой одну масштабную интертекстуальную аллюзию на библейские события.

«Мастер и Маргарита» называют историческим, любовным, философским, городским романом. В этом отношении события проходят в конкретно-бытовом времени, на которое «проецируются» многочисленные, наполненные московской конкретикой эпизоды, сценки, персонажи.

Историческое время реализуется в тексте «Мастера и Маргариты» в виде различных аллюзий. Бал Воланда посещает много исторических личностей. Прошедшее (историческое) и настоящее оказываются в романе М.А. Булгакова взаимосвязанными. Это объясняется тем, что в тексте эта взаимосвязь выражена через взаимопроникновение библейского и московского миров.

На одну особенность воплощения временной антитезы нельзя не обратить внимание. Историческое всегда связано с воплощением еще одной антитезы, производной от историческое-бытовое время. Время бытовое единично, уникально, время историческое имеет циклический характер, когда события повторяются или «рифмуются».

Уникально-повторяющийся характер событий романа отмечен, прежде всего, в московских главах, которые пародийно, повторяют ершалаимские события через интервал ровно в 1900 лет. Московское и ершалаимское время сливаются воедино в финале пасхальной ночи на воскресенье. Б.В. Соколов в своей книге «Михаил Булгаков. Загадки творчества» показывает это следующим образом «Это одновременно и 5 мая (22 апреля) 1929 года, и 16 нисана 29 года день, когда должен воскреснуть Иешуа Га-Ноцри, и его видят только что прощеный Понтий Пилат, Мастер с Маргаритой и князь тьмы с его свитой со своими помощниками. Становится единым пространство современного (Москва) и исторического (Ершалаим) миров, причем проистекает это в мнимом мире, где господствует «князь тьмы» Воланд»1. Московская жизнь смежается с творением Мастера о Понтии Пилате. Отметим, что оба эти героя обретают жизнь в инобытийном мире. Булгаковский Мастер обретает бессмертие в потусторонней жизни. Отдаленность времени в девятнадцать при этом месяца, недели, дни в библейском (Ершалаим) и современной Москве совпадают друг с другом. Такое совпадение происходит ровно в отрезке времени в 1900 лет.

Обратимся к манифестациям цикличности в романе. В полной мере она становится понятной в эпилоге, где глубинный смысл заключается в круговой повторяемости действии нескольких персонажей и, прежде всего, Понырева. Заметим, что уже несколько лет подряд в весеннее полнолуние он вслепую, почти на ощупь проходит по одному и тому же маршруту к незнакомому особняку. Повторяется все до деталей: «незнакомец на скамейке в садике, дорога домой, сон с огромной тучей, предвещающей катастрофу, укол и уже спокойный умиротворяющий сон до утра. Многократно воспроизведенный образ кружения обретает социально — метафорический смысл: перед нами «рассказ о мире, который погиб, сам того не ведая»2.

Выше уже сказано, что согласно афоризму булгаковского Мефистофеля, «каждому воздается по его вере». Именно поэтому после ухода из города его праведников, его жители (нарушители нравственных устоев) подвергаются наказанию за нарушения моральных принципов, притом повторным образом.

Важно отметить, что эпилог не столько завершает роман, сколько сообщает, что произошло после единственного события, которое город признал реальным — после исчезновения Мастера и Маргариты. Выведенные из города Сатаной праведники, Мастер и Маргарита, получают в награду покой, тогда как столичные жители наказаны вечным и бессмысленным движением в виде абсурдных перемещении по службе или хождения по кругу.

Отметим, что образ Воланда тесно связан с производной от историческоебытовое оппозицией времявечность. Цикличность и вечность взаимосвязаны. Один из исследователей пишет, что «как утверждал со слов Борхеса Эрфьорд, происшедшее однажды во времени непрестанно повторяется в вечности. Продажные судьи и ныне приговаривают безвинного, но ненавистного им Сократа к смерти и ныне Иуда предает своего Учителя, получая за свой поцелуй грязные сребреники...»3.

Ответ, данный Августином на вопрос «Что есть время?» различными исследователями истолковывается различно. «...Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но коль скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик». Одни исследователи видят в этом высказывании «прообраз концепции И. Канта», рассматривавшего время как одну из интуиций сознания, в принципе не определимую понятийно, другим — прообраз призыва М. Хайдеггера изучать время через осмысление перехода собственных представлений о времени от житейских к научным»4.

В своем романе М. Булгаков по-своему отвечает на вопрос о природе времени, демонстрируя его пластичность, субъективность, покорность творческой воле личности.

Примечания

1. Соколов Б.В. Михаил Булгаков. Загадки творчества. — М.: Вагриус, 2008.

2. Там же. — С. 184.

3. Донченко Л.П. Время человека, самому себе непонятного // Человек — сам себе непонятный: Сб. статей. — Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1997. — С. 12—20.

4. Гоманьков А.В. Аврелий Августин — богослов, философ, темпоролог // Доклад на семинаре «Изучение феномена времени» (МГУ) 24 апреля 2001 г. Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/Public/gomankov_avrely.html