В своем трактате «Потоп змиин» украинский философ Г.С. Сковорода излагает теорию трех миров. Согласно этой теории, главный мир — космический, макрокосм, два других — частные: человеческий, микрокосм, и символический, библейский. Исследователь И. Галинская достаточно убедительно доказала, что при создании романа «Мастер и Маргарита» Булгаков, использовал ученые труды Г. Сковороды. У философа мир библейский выступает в роли связующего звена между микрокосмом и макрокосмом, то есть миром людей и миром Вселенной. Перелагая теорию Сковороды на «язык» романа Булгакова, Галинская распределяет героев таким образом: мир человеческий — это мир Мастера, Маргариты, Бездомного, Берлиоза, Могарыча и т. д.; мир библейский — Иешуа, Пилат, Афраний, Иуда, Низа и т. д.; мир космический — Воланд, Коровьев, Бегемот, Азазелло, Гелла и т. д.
Принимая подобную расстановку персонажей, вряд ли можно согласиться с тем, что мир Иешуа и Левия Матвея выступает в роли посредника между миром Мастера и миром Воланда. Нигде и никогда не пересекаются фактически пути московских героев и героев ершалаимских. Правда, одни пишут о других, видят их во сне, а другие читают написанное. Исключение составляет эпизод из финала романа: Мастер отпускает на свободу Пилата лично, встречаясь с ним. В последней редакции Пилат своего «освободителя» не видит, в отличие от более ранних: «Человек, шатнувшись, встал, повернулся, не веря еще, что слышит голос, но увидел Воланда, поверил, простер к нему руки — (ВК, 194). Но здесь опять-таки неясно, видит ли Пилат Мастера и Маргариту. На наш взгляд, этот эпизод доказывает как раз. мысль несколько отличную от предположения Галинской, что будет показано ниже.
Герои библейского и человеческого мира совершают иногда сходные поступки, сходные ошибки: трусость Пилата и трусость Мастера, и особенно ярко в словах Маргариты: «Да, да, да, такая же самая ошибка!.. зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!» (2МиМ, 211)
Контакты же представителей двух миров всегда односторонни и происходят больше в сфере духовной, надбытовой, нежели в реальной. И лишь представителям третьего мира, космического, дано общаться, причем зачастую на равных, с героями мира библейского и мира человеческого. Это Воланд и его свита, которые выступают в роли посредников между идеальным и земным. Только с помощью Воланда Мастер воочию видит выдуманного героя, только Воланд доказывает Иванушке, что «Иисус существовал» (2МиМ, 19). И именно Воланд выполняет просьбу Иешуа, переданную через Левия, касающуюся судьбы Мастера и Маргариты. Воланд выступает как судия поступков человеческих, измеряя, насколько далеки или близки они от идеала — мира Иешуа. Он присутствует в любом мире, контактирует с представителями миров любым способом: напрямую или опосредованно (например, через сны, как происходит в случае с Иваном, видящим продолжение романа Мастера). Именно по всем вышеназванным причинам мы считаем возможным предположить, что мир — посредник, связующее звено между идеальным и земным, вбирающий в себя и идеальное и земное, и добро и зло, является мир героев, которым будет посвящена эта глава, — мир Воланда и Азазелло, Коровьева и Бегемота. Именно в такие пары представляется наиболее правильным сгруппировать четырех основных героев.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |