Вернуться к Е.Г. Сидорова. Социокультурный генезис художественных образов в творчестве М.А. Булгакова

Заключение

Анализ творчества М. Булгакова дает возможность понять, насколько велико богатство художественных и психологических приемов использованных автором. Многочисленные исследования произведений Михаила Булгакова поражают своим разнообразием содержания, формы и смысла: в целом они лишь отражение восприятия булгаковских концепций. Автор «Мастера и Маргариты» описал сложные системы через сложные литературные конструкции. Читатель, способный удерживать, или скорее даже выдерживать, совокупность символических художественных рядов, многозначные и многоуровневые концепции произведений М. Булгакова, получает от чтения удовлетворение, испытывает глубокие эмоциональные переживания, неприятие же оборачивается для читателя отвращением, неудовольствием, ощущением отсутствия смысла и художественной ценности произведений М. Булгакова.

Михаил Булгаков в своих произведениях обращается к своему читателю, активизируя все возможные уровни восприятия художественных произведений у человека как такового. Он обращается к публике с позиции наглядно-образного мышления и передает пласты смысла на этом самом глубинной и филогенетически самом раннем уровне формирования человеческой психики. И это основное писательское требование — способность к наглядно-образной рефлексии. Вот почему к моменту завершения работы над последним романом, к моменту завершения жизни писателя с большинством его произведений оказались знакомы лишь несколько человек, поскольку психологической готовности к восприятию художественных образов М. Булгакова не было. И понадобилось более четверти века, чтобы появился читатель, способный войти в мир символики Булгакова и сопереживать идеям и чувствам, заключенным в слове писателя.

Концепция Булгакова вбирает универсальные характеристики онтогенетического развития каждой личности и глубинных аспектов филогенеза. Его последний роман о человеке как таковом — о его развитии, его эмоциональной сфере, его душевных травмах, о его судьбе и смысле человеческой жизни. Вот почему роман ценен сам по себе, как запись совокупности человеческого опыта, зафиксированная художником в один из исторических моментов.

В настоящей диссертации показан генезиз художественных образов произведения литературы на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Исследование включало в себя обобщение и анализ исторического контекста написания романа, значимых отношений в творчестве Булгакова, целостное изучение критических статей, рецензий, литературоведческих исследований с момента первой публикации «Мастера и Маргариты» до настоящего времени и выявление общих закономерностей развития литературной критики, посвященной последнему произведению М.А. Булгакова. Собственно текст романа изучался с позиции следующих измерений: индивидуальной символики М. Булгакова и универсальной символики опыта личности.

Мы стремились путем психоаналитической интерпретации дополнить исследования творчества М. Булгакова, проследить генезис художественных образов. Ретроспективный анализ критических статей и исследований личности и творчества М. Булгакова позволяет сделать вывод, что в современный автору период его роман «Мастер и Маргарита» не имел ни малейшего шанса на публикацию. Публика не в состоянии была принять свои сильные чувства, вызываемые произведением, а общество не обладало хотя бы в малой степени зрелостью восприятия. Однако именно враждебно настроенное окружение было необходимо Булгакову для творчества, оно резонировало с той «внутренней публикой», которая сформировалась в его раннем опыте. Процесс принятия романа советским обществом прослеживается в культурологически ориентированных работах, посвященных роману «Мастер и Маргарита». В конце 60-х, в 70-х годах литературные критики пытались справиться с сильными чувствами читателей, и, интерпретируя роман в пользу советской действительности, часто вольно или невольно игнорировали реальные факты из жизни М.А. Булгакова. 80-е годы ознаменовались обращением критиков в сторону запросов читателей, обширному анализу пластов романа, доступных сознательному осмыслению. Интерпретации, достигающие латентного содержания, можно отыскать только в литературоведческих исследованиях 90-х. Более глубокое раскрытие смыслов романа «Мастер и Маргарита» становится доступным на основе современного научного мышления.

Наряду с закономерностью изучения романа с «поверхности», затрагивая далее сознательный и предсознательный пласты, нами выявлена закономерность развития литературной критики, посвященной роману во временной ретроспективе с момента публикации.

При первом издании, когда цензура исказила текст романа, а у исследователей не было доступа к архивным материалам, интерпретации романа «Мастер и Маргарита» главным образом встраивали роман в контекст социалистической эпохи в духе требований соцреализма. В 70-е годы постепенно начинается непосредственное изучение содержания романа, частично события романа сопоставляются с судьбой его автора. В 80-е годы исследования приобретают интегрированный характер: выходят книги, монографии, посвященные последнему роману М.А. Булгакова, постепенно изучается творческая атмосфера писателя, исследователи обращают внимание на критические статьи более ранних периодов. В это время проводятся активные исследования структуры романа, прототипов героев, его философии, литературных традиций. В последние десятилетия выявились новые тенденции в литературной критике. Активно изучаются и расшифровываются соответствия романа и московской действительности 20—30-х годов, обобщаются зарубежные исследования, Булгаков признается классиком, роман изучается в курсе школьной программы.

Латентное содержание романа — это мысли и чувства автора, Михаила Афанасьевича Булгакова, о развитии личности, об индивидуальности и, одновременно, об универсальности человеческого опыта.