Одной из центральных категорий нашего исследования является понятие структуры повествования.
В общей трактовке понятий системы и структуры заслуживает внимания точка зрения В.М. Солнцева, согласно которой система есть «некоторый объект в целом, включающий в себя элементы и взаимосвязи элементов», а структура — «совокупность внутрисистемных связей, <...> внутренняя организация, упорядоченность объекта». Структура, понимаемая таким образом, «не равна объекту в целом», а представляет собой «объект минус составляющие его элементы или система минус элементы системы» [Солнцев 1971: 27]. Сходным образом понятие структуры определяют Ф.М. Березин и Б.Н. Головин — как «совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого» [Березин, Головин 1979: 49].
Близки определения структуры, приводимые в работах литературоведческого характера: в частности В.С. Баевский рассматривает структуру литературного произведения как «особую организацию, взаимоотношение элементов литературного текста, при котором изменение одного из них влечет за собой изменение остальных» [Баевский 1987: 426]. «Мысль писателя реализуется в определенной художественной структуре и неотделима от нее» [Лотман 1970], — отмечает Ю.М. Лотман.
Понятие «структура повествования» применительно к художественному тексту было введено в научный обиход и определено В.В. Виноградовым, по мнению которого оно означает «систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками» [Виноградов 1971: 118]. Принципиально новое понимание структуры текста выработалось в современной науке в связи с утверждением в ней коммуникативного подхода, связывающего понятие структуры повествования не только с образом автора (отправителя сообщения), но и с образом адресата (см., например, определение Г. Принсом повествования через понятие структуры: «изложение (как продукт и процесс, объект и акт, структура и подстструктуризация) одного или большего числа реальных или фиктивных событий, сообщаемых одним, двумя или несколькими (более или менее очевидными) рассказчиками одному, двум или нескольким (более или менее очевидным) адресатам» [Теоретическая поэтика 2001]. В современных исследованиях многоплановость характеризуемого явления проявляется в разнообразии подходов к его определению и изучению. Е.А. Ломова определяет понятие «структура повествования» как «соотношение и взаимодействие разных типов повествования, принцип иерархической соподчиненности которых диктуется образом автора» [Ломова 1990: 7]; Е.А. Леонтьева — как «совокупность связей <...> или организацию <...> элементов, особая упорядоченность которых и позволяет нам говорить о нарративе как о некой системе, построенной по определенным правилам» [Леонтьева 2005: 23]. Лингвостилистический подход (О.В. Зюлина) подразумевает анализ речевых средств и их конструктивной роли в образовании повествования: «а) рассмотрение типов коммуникативных ситуаций, которые моделируются тем или иным повествованием; б) описание языковых средств, которые формируют речевой план повествователя; в) рассмотрение речевых средств, использующихся для передачи в повествовании различных точек зрения; г) рассмотрение способов передачи «чужой» речи; д) анализ речевых средств, формирующих пространственную и временную структуру художественного текста» [Зюлина 1996: 1].
Мы, вслед за Н.А. Николиной (см. [Николина 2007: 102]), выделим следующие направления анализа повествовательной структуры художественного текста:
1) определение типа повествования;
2) выявление в тексте субъектно-речевых планов повествователя и героя (персонажей);
3) выделение точек зрения, организующих повествование;
4) установление способов их передачи;
5) описание соотношения субъектных планов повествователя и героя (персонажей).
Ключевыми в структуре повествования, таким образом, будем считать категории типа повествования, повествовательной точки зрения, субъектно-речевых планов повествования, повествовательных инстанций (сторону адресата текста мы рассматриваем, согласно коммуникативной направленности современных нарратологических исследований, как элемент структуры повествования).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |