Вернуться к Е.Г. Лысоиваненко. Система и семантика цветообозначений в прозе М.А. Булгакова

Выводы

1. Основываясь на теоретических исследованиях отечественных лингвистов, мы считаем возможным выделение из состава художественной картины мира булгаковских прозаических произведений особой части — цветовой картины художественного мира, характеризующей цветовое мировидение писателя.

2. Анализ качественного и количественного состава слов ЛСП с именем «Цвет» в исследованных произведениях М.А. Булгакова показал, что в его прозе существует свой особый, специфический состав излюбленных цветообозначений, характеризующих во многом идиостиль художника.

3. Писатель отдает предпочтение обозначениям черного, белого, красного и желтого цветов, и эта закономерность прослеживается во всех проанализированных произведениях. На вопрос, почему это так, мы постараемся дать ответ в последующих главах — при анализе синтагматики этих языковых единиц и своеобразия возникающих у них символических значений.

4. Сопоставление частотности слов ЛСП с именем «Цвет» в произведениях М.А. Булгакова с данными «Частотного словаря русского языка» под редакцией Л.Н. Засориной, с одной стороны, подтвердило выводы о «цветовых предпочтениях» писателя, а с другой стороны, позволило обнаружить новые интересные сведения о большей частотности цветообозначений иных цветовых групп.

5. Отбор цветообозначений и самая ограниченность цветовой палитры во многом свидетельствует о своеобразии мировосприятия и мироощущения писателя, участвует в формировании его идиостиля, его неповторимой уникальной художественной картины мира.