Вернуться к Е.Г. Лысоиваненко. Система и семантика цветообозначений в прозе М.А. Булгакова

Выводы

1. В прозаических произведениях М.А. Булгакова слова ЛСП с именем «Цвет» употребляются в прямых, производно-номинативных, переносных (метонимических и метафорических) и символических значениях.

2. Употребление цветообозначения в метонимических конструкциях для номинации персонажа по характерному внешнему признаку является не только выразительным стилистическим приемом, но и проявлением принципа экономии в синтагматике.

3. В прозе М.А. Булгакова встречаются и метафорические употребления цветообозначений, причем как языковые, так и индивидуально-авторские.

4. Прямое значение цветообозначений может актуализироваться при помощи различных языковых средств: характеризующего компонента, столкновения с не цветовыми оценочными словами, подбором синонимов, уточнением сравнительным оборотом.

5. Актуализация прямых значений цветообозначений при помощи различных языковых средств «провоцирует» появление у языковых единиц с цветовой семантикой символических значений.

6. Символические значения могут появляться у самых частотных цветообозначений, а также у тех, которые входят в ГЦ предложений (занимают сильную позицию в тексте).

7. Символические значения приобретает в текстах булгаковских прозаических произведений небольшой круг языковых единиц (красный, черный, серый, желтый, голубой, фиолетовый, сочетания белого и красного, желтого и черного цветов).

8. Символические значения цветообозначений в проанализированных произведениях могут быть как традиционными, так и индивидуально-авторскими и функционировать как в отдельном произведении, так и в нескольких.