Описания пространства и персонажей в тексте романа «Преступление и наказание» представляют собой тип художественного описания, особенностью которого является актуализация семы «вымышленное». Ее значимость выражается в экспликации разных способов передачи точек зрения субъекта описания, а в лингвокогнитивном плане взаимосвязью способов функционирования художественных концептов «я», «пространство» и «я», «действующий субъект», «субъект состояния».
Установленные в тексте романа типы пространства — городское пространство, внутреннее пространство (интерьеры) — реализуют художественно значимые концепты «город», «дом», «помещение». Описания выявленных типов пространства представлены сферами разных субъектов описания — рассказчика, рассказчика, близкого к персонажу, повествователя, характеризующимися наличием интегральных и дифференциальных признаков. Интегральные признаки — способы организации микротекстов, модели предложений, средства выражения пропозиционального значения — интерпретируются нами как проявления идиолектных черт Ф.М. Достоевского. Дифференциальные признаки — наличие / отсутствие указаний на субъекта восприятия, наличие / отсутствие моделей бытийных предложений, наличие / отсутствие локализаторов с семантикой восприятия, наличие / отсутствие актуализаторов сем оценки и показателей интенсивности проявлений признака в смысловых структурах компонентов высказываний — указывают на функциональные различия субъектов описаний, обусловленные особенностями авторской интенции.
В микротекстах описаний персонажей нами были выявлены признаки субъектных сфер, близких установленным в описаниях пространства, а именно: рассказчика, близкого к персонажу, и рассказчика. Наличие интегральных признаков их речевых сфер — актуализаторов сем качественной и количественной оценки в смысловых структурах предикативных компонентов высказываний, участвующих в реализации основного пропозиционального значения, моделей двукомпонентных предложений, представляющих развернутые пропозиции характеризации, маркируемые синтаксическим концептом «бытие признака объекта описания» (структурная схема «что — было — какое») — интерпретируется нами, во-первых, как проявление авторской установки на субъективированность описаний, экспликацию признаков ценностной ориентации личности персонажа, а во-вторых, как проявление идиолектной нормы писателя. Наличие дифференциальных признаков субъектно-речевых сфер рассказчика, близкого к персонажу, и независимого рассказчика указывает на интенционально обусловленное различие их художественных функций — описание с точки зрения персонажа и с точки зрения независимого субъекта речи, что интерпретируется нами как один из показателей художественной нормы.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |