Описания в романе М.А. Булгакова представлены как традиционными приемами реализации семантики пространства, так и нетрадиционными, идиолектно значимыми способами организации микротекстов.
К показателям эволюции относится увеличение количества типов художественного пространства в романе (по сравнению с романом «Преступление и наказание»), что обусловлено авторской установкой на создание единого многомерного образа пространства.
Различные типы пространств (московское, ершалаимское и мистическое) представлены в сферах трех субъектов описания, каждая из которых характеризуется наличием как традиционных, так и нетрадиционных признаков. Традиционные признаки выявлены в субъектно-речевых сферах рассказчиков, опосредующих восприятие персонажей (Р 1 и Р 3). С точки зрения художественной нормы к числу традиционных признаков таких субъектов описания относятся:
— экспликаторы субъекта восприятия;
— развернутые пропозиции бытийности, маркируемые синтаксическим концептом «бытие объекта» (структурная схема «где — есть / было / находится / находилось — что») и развернутые пропозиции характеризации, маркируемые синтаксическим концептом «бытие признака объекта» (структурная схема «что — есть / было — какое»);
— актуализаторы признака неопределенности восприятия (свернутые пропозиции характеризации);
— дейктические указатели;
— актуализаторы сем качественной и количественной оценки проявления признака;
— обособленные уточнения, указывающие на детализированность восприятия;
— элементы экспрессивного синтаксиса.
Функционирование нетрадиционных признаков в субъектно-речевых сферах Р 2 и Р 3 связано с реализацией идиолектно значимых когнитивных признаков пространства: «объем», «подвижность», «изменчивость», «звуковое проявление», «свет». К числу нетрадиционных признаков субъектов описания относятся:
— развернутые пропозиции «феномен — знак самопроявления — средство самопроявления», маркируемые синтаксическим концептом «инобытие объекта»;
— выразительно-изобразительные средства в составе компонентов предикативного центра (метафоры и олицетворения);
— выразительно-изобразительные средства в составе других компонентов высказывания (эпитеты, метафоры);
— модель однокомпонентного безличного предложения с модальным значением и семантикой восприятия.
Таким образом, пространство в романе М.А. Булгакова представлено традиционными и нетрадиционными описаниями, что связано с функциональными различиями типов пространств, субъектов описания и особенностями индивидуально-авторского способа концептуализации пространства.
Аналогичные признаки субъектно-речевых сфер выявлены нами в описаниях персонажей: сфера независимого рассказчика (описания Маргариты, Пилата, Иешуа) и сфера рассказчика, близкого к персонажу (описания Мастера, Иешуа).
Традиционные признаки описаний представлены в речевой сфере рассказчика, опосредующего восприятие персонажа, и реализуют эксплицитную форму описания.
Нетрадиционные признаки описаний функционально связаны со сферой независимого рассказчика (за исключением особой роли Р 3) и участвуют в формировании имплицитных характеристик героев.
Использование приемов соотнесения когнитивных признаков «внешнее» и «внутреннее» в структурах концептов «действующий субъект», «субъект состояния» является традиционным с точки зрения художественной нормы, в частности, приемы сближения, противопоставления, сопоставления и выражения противоречия «внешнего» и «внутреннего» выявлены нами в описаниях персонажей а романе Ф.М. Достоевского. Идиолектно значимым для романа М.А. Булгакова является прием нейтрализации когнитивных признаков «внешнее» и «внутреннее» в структурах концептов «действующий субъект», «субъект состояния», что, на наш взгляд, обусловлено авторской интенцией на актуализацию «устойчиво-миражных» ситуаций и составляет важнейшую особенность авторской философско-эстетической концептуализации мира.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |