Вернуться к О.А. Актисова. Синтаксические средства реализации концептов в аспекте эволюции типов повествовательной речи (на материале описаний в романах «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова)

Заключение

Лингвокогнитивный подход к исследованию художественного текста позволил выявить традиционные реализации описания как типа речи и установить тенденции эволюции художественных описаний, основываясь на результатах сравнительно-сопоставительного анализа корпуса микротекстов, извлеченных из текстов разновременных романов «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита». В каждом из художественных текстов были выделены три типа функционально близких семантико-синтаксических средств реализации универсальных художественных концептов «я», «пространство», «действующий субъект», «субъект состояния», представленных микротекстами описания как композиционно-текстовыми единицами, пропозициями как логико-семантическими экспликаторами концептов и синтаксическими концептами как единицами ментального плана. Между микротекстами описаний (композиционно-смысловыми единицами), репрезентируемыми семантико-синтаксическими единицами (модусами, пропозициями и их маркерами) и собственно текстовыми единицами (сложными синтаксическими целыми, предложениями / высказываниями) были выявлены системные связи, характер которых обусловлен структурами художественного макротекста и микротекстов. Особенности функционирования комплексов указанных единиц определяются нами как идиолектные черты Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова.

В результате сравнительно-сопоставительного анализа описаний в романах «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита» было установлено, что эволюция типов повествовательной речи заключается в изменении соотношений между описанием, художественными концептами и типами субъектов речи, представляющими видение автора.

Тенденции эволюции описания как типа речи состоят в изменении следующих признаков:

1. В романе М.А. Булгакова отмечается возрастание количества микротекстов описаний (в 1,8 раза по сравнению с романом Ф.М. Достоевского).

2. В романе М.А. Булгакова выявлено возрастание количества типов художественного пространства (по сравнению с романом «Преступление и наказание»), что обусловлено авторской установкой на создание единого многомерного образа пространства.

3. В романе М.А. Булгакова установлено изменение набора частных художественных концептов в структуре универсального художественного концепта «пространство». Наряду с традиционно выделяемыми концептами «город», «дом» в романе «Мастер и Маргарита» выявлены функции идиолектно значимого концепта «природный мир», реализуемого в микротекстах описания природного мистического пространства. Подобный концепт в романе Ф.М. Достоевского в структуре универсального художественного концепта «пространство» отсутствует.

4. В романе М.А. Булгакова происходит усложнение описания как типа речи вследствие сопряжения разных функционально-смысловых типов, взаимопроникновения микротекстов описания и использования этих усложненных микротекстов для раскрытия сфер субъектов речи.

5. В романе М.А. Булгакова выявлено усложнение функций субъектов описания, что связано с особенностями индивидуально-авторского способа концептуализации пространства и в более широком смысле — с особенностями индивидуально-авторской философско-эстетической концептуализации мира.

Установленные явления эволюции, на наш взгляд, исторически обусловлены изменениями реализации художественной нормы в рамках русской литературы XX века, в сравнении с литературой XIX века. Проблемы эволюции типов авторского повествования требуют дальнейшего исследования, в том числе, определения различий в способах и средствах репрезентации семантики пространства.