Эта небольшая фантастическая повесть была впервые опубликована в 1925 году, уже через год после ее написания. Также она печаталась и в сокращенном виде под названием «Луч жизни».
Любопытно отметить, что первоначальная идея не принадлежала самому Булгакову. Сюжет повести «Роковые яйца» значительно перекликается с написанным ровно двадцать лет назад, романом Герберта Уэллса «Пища богов», где двое ученых изобретают специальный порошок, вызывающий значительный рост живых организмов. Эксперименты с открытием на старой ферме привели к страшным последствиям, появлению в Великобритании нападающих на людей монстров. Булгаков сам же упоминает книгу Уэллса прямым текстом в конце третьей главы. Итак, по большому счету, Михаил Афанасьевич просто русифицирует сюжет, раскрашивает повествование и вносит в него нотки своей фирменной юмористической мистики.
Язык изложения повести и ее структура приятна и логична. Как вы уже, наверное, знаете, прием именование каждой главы книги я не очень люблю, однако принимая во внимание, что данная повесть задумывалась как юмористическо-фантастическая, на этот ход я могу закрыть глаза.
Что же мы видим в фабуле и как построена ее реализация? Первая половина книги — вводная. Работая в своей научной лаборатории, ученый Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света определенной части спектра на микроорганизмы (зародыши в икринках), которые начинают развиваться гораздо быстрее необлученных аналогов и достигают более крупных размеров. Кроме того они отличаются агрессивностью и способностью к стремительному размножению. Именно в этот момент в стране разразился куриный мор, и руководитель совхоза «Красный луч» Александр Семенович Рокк предлагает использовать открытие Персикова с целью восстановления поголовья кур. Рокк забирает у Персикова камеры-облучатели, с которыми тот проводил опыты, и увозит их в совхоз. В результате бюрократической ошибки Рокку вместо яиц кур присылают яйца рептилий, которых он по незнанию и начинает облучать в специальных камерах. Вскоре из оранжереи с яйцами сбегают двое вылупившихся зародышей, и на следующий день Рокк, захотевший искупаться в пруду, видит там огромную змею. Змея убивает жену Рокка Маню, а самому Рокку удается сбежать.
Вторую половину книги без преувеличения можно назвать остросюжетным триллером. И этим книга не совсем типична для Булгакова. Восьмая, девятая и десятая главы написаны с детализацией кровавых сцен, которые вам будет сложно обнаружить в книгах других писателей фантастов первой половины двадцатого века («Та больше не издала ни одного звука, и только Рокк слышал, как лопались ее кости. Высоко над землей взметнулась голова Мани, нежно прижавшись к змеиной щеке. Изо рта у Мани плеснуло кровью, выскочила сломанная рука, и из-под ногтей брызнули фонтанчики крови. Затем змея, вывихнув челюсти, раскрыла пасть и разом надела свою голову на голову Мани и стала налезать на нее, как перчатка на палец.» Таких детализацией кровавых сцен, вы, пожалуй, едва ли найдете даже в творчестве Стругацких. Их тахорги и ракопауки в текстах ни разу так и не напали на людей.
Развязка повести наступает довольно стремительно в первую очередь из-за сжатости объема произведения. Рокк добирается до железнодорожной станции Дугино, находящейся в двадцати верстах от совхоза. Там он встречает агентов ГПУ и рассказывает о случившемся. Чекисты не верят ему, но все же решают поехать в совхоз, прихватив оружие. Сам Рокк уезжает на поезде в Москву. Приехав в совхоз, агенты Щукин и Полайтис не обнаруживают там людей. Лишь заглянув внутрь оранжереи, они видят гигантских змей, крокодилов и страусов и гибнут в неравной схватке с ними. Уничтожая все на своем пути полчища рептилий движутся к Москве. В бой со змеями, крокодилами и страусами вступают части Красной армии, применяя, в том числе и химическое оружие, однако все же не могут остановить разбушевавшихся гигантских рептилий. Вскоре столицу охватывает паника и обезумевшая толпа (решив, что именно Персиков распустил чудовищ) врывается в институт, где работал профессор, и убивают его. Умертвить же монстров удается лишь неожиданно опустившейся до минус восемнадцати градусов температуре.
«Роковые яйца» — вполне совершенное, самостоятельное произведения. Читать его интересно и занимательно. Хотя сам сюжет и был позаимствован у другого мэтра фантастики, в этой повести чувствуется, как художественно раскрепостился автор. Здесь больше нет краткой наивности «Похождений Чичикова» и «Дьяволиады», тяжело читаемой неполноты «Записок на манжетах». «Белая гвардия» словно изменила Булгакова, дала возможность переключиться на повышенную передачу. «Роковые яйца» также уникальны тем, что здесь моменты вызывающие улыбку весьма легко сочетаются с главами сцен напоминающие фильм ужасов. Такой жанр можно было бы назвать смешные ужасы.
Также следует отметить, что это первое большое произведение, где Булгаков обращается к теме ученого (биолог Персиков), ставящего забавные эксперименты. Похожего персонажа через десять лет автор создаст в пьесе «Иван Васильевич», где перед нами предстанет инженер Николай Иванович Тимофеев, создающий машину времени. Профессор Преображенский из следующей повести «Собачье сердце» также напоминает образ Персикова.
«— Я не читаю газет, — ответил Персиков и насупился.
— Но почему же, профессор? — нежно спросил Альфред.
— Потому что они чепуху какую-то пишут, — не задумываясь, ответил Персиков.»
Подобные диалоги мы сможем увидеть и в «Собачьем сердце»:
— И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!
— Гм... Да ведь других же нет.
— Вот никаких и не читайте.
В целом «Роковые яйца» вполне удачная попытка Булгакова написать легкое, забавное произведение, ознакомившись с которым, читатель может получить удовольствие и отдохнуть. Несмотря на весьма зловещий характер, происходящих в книге событий, атмосфера произведения весьма сдержанная. После прочтения этой фантастической повести не возникает неприятного послевкусия, которое будет характерно, скажем для многих произведений братьев Стругацких.
С точки зрения реализации сюжета это вполне узнаваемая по стилю булгаковская работа. Здесь, вы без труда сможете отыскать красивые повествовательные приемы, использование которых, с каждой новой книгой удается Булгакову все лучше — «Солнце теперь было налицо. Вот оно залило стены института и косяком легло на торцах», «Над полями видно было ясно, как переливался прозрачный, жирный зной», «ужас потек из его глаз», «глаза его почти выпрыгнули с лица», «имя профессора Персикова оделось туманом и погасло».
Также следует отметить, что в «Роковых яйцах» Булгаков все еще весьма завуалировано выражает свое отношение к революции 1917 года («но и тараканы куда-то провалились, показав свое злостное отношение к военному коммунизму») и даже называет этот год в восьмой главе «великим». Здесь еще почти не бросается в глаза критическое отношение автора к происходившим в том году событиям и их последствиям. С каждой следующей книгой это будет заметно все отчетливее.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |