Вернуться к Н.А. Плаксицкая. Сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова (на материале повестей 20-х годов и романа «Мастер и Маргарита»)

Заключение

Подводя итоги сказанному, нужно подчеркнуть, что сатира — это зеркало общества. Она функционирует в его жизни как самокритика. Интерес к сатире особенно возрастает в периоды кризисов и трансформаций в существовании нации и человечества в целом: актуализируются нравственные приоритеты, злободневной становится проблема поиска духовных ценностей и ориентиров, обусловливающих нормы поведения людей в социуме. Именно в таком аспекте сатира Михаила Афанасьевича Булгакова представляется богатым интерпретационным материалом.

Исследование булгаковских повестей 20-х годов («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце») и романа «Мастер и Маргарита» приводит к однозначному выводу о преобладании в них сатирической модальности. Как структурная доминанта художественного мышления Булгакова сатирический модус видения и понимания мира и человека преобразует своей стилевой энергетикой такие компоненты авторского мирообраза, как мистика и фантастика, вследствие чего создается специфическое художественное единство булгаковского произведения как текста.

Изучение проблемы, объявленной в названии диссертационной работы, дало возможность осознать содержание авторского метода и характерных для исследуемого периода творчества писателя приемов сатирического изображения, оценить своеобразие творческого процесса художника, особенностей его образного мира.

Для Булгакова сатирическое — органическая стихия его прозы (элементы комического есть и не в сатирических произведениях «Белая гвардия», «Записки на манжетах», «Бег» и др.). Авторское предпочтение сатирической рефлексии и связанное с ней эстетическое освоение неполноты присутствия личности в миропорядке дает возможность показать несовершенство мира и, соответственно, человека в нем, раскрывая тем самым «серьезное под маской смешного». Таким образом, сатирическая модальность у М. Булгакова — это способ исследования «перевернутой» советской действительности.

Реальной основой сатирического модуса изображения мира и человека в творчестве писателя выступает не только действительный факт (бытовые подробности московской жизни воспроизведены с исторической достоверностью), но и реальное самочувствие человека булгаковской эпохи. Жизнь человека и общества в целом, лишенная смысла, абсурдная, наполненная несуразностями и парадоксами, — источник комического в произведениях Булгакова.

Взятые из подлинной действительности реалии позволили писателю с максимальной степенью социальной, психологической и исторической типизации подойти к решению вечной проблемы литературы — «мир и человек». Ориентация на достоверность делает булгаковские образы обобщенными и узнаваемыми.

Критерием оценки действительности в сатирической прозе М. Булгакова становится человек. На первый план в повестях 20-х годов и романе «Мастер и Маргарита» выдвигается исследование психологии массы. В «низком человеке на кривых ногах» Булгаков выводит на сцену образ «массовидного» героя, в основе психологии которого лежит унификация, уничтожение индивидуального начала. В сатире писателя индивидуальное начало противопоставлено «массовидному».

Особенность сатирического модуса человека и мира определяется спецификой проблематики и характером конфликта, воплощенных в данных произведениях писателя. Мир сатирических произведений М.А. Булгакова репродуцирует злободневные ситуации и конфликты современности (ситуацию эксперимента, интерпретированную писателем в двух планах — научно-фантастическом и социально-философском, ситуацию мистической зависимости человека от документа и т. д.). Использование сатириком подобных ситуаций призвано подчеркнуть иллюзорность человеческого существования в условиях предельно разобщенного мира. Для сатирических произведений писателя характерна локализация ракурса в изображении действительности на обычном, незаметном, том, что примелькалось в каждодневной суете, что дает сатирику возможность глубже исследовать общественную жизнь во всех ее взаимосвязях.

В сатирическом мире Булгакова акцентируется не просто пагубное, механизирующее, нивелирующее воздействие социума, «среды» на человека, а наблюдается своеобразное превращение социальной среды в подобие враждебно противостоящего естественного мира, где человек поставлен в ситуацию «борьбы за существование», в которой выживает сильнейший.

Изучение творчества Булгакова с позиции сатирического модуса обнаружило, что в основе сатирического изображения писателем мира и человека лежит архетипическая оппозиция внешнего — внутреннего, где мир человека — это микрокосм, который дается сатириком расположенным «внутри», отделенным от «внешнего» — макрокосма.

Сатирическая модальность дала возможность Булгакову раскрыть механизм подмены «внутреннего» «внешним» и показать опредмеченного человека, в котором «внешнее» преобладает над «внутренним»: мир быта, каждодневной суеты подавляет «внутреннее» — духовную жизнь. Сатирик, разрабатывая концепцию «внутреннего — внешнего» человека, использует поэтику примитива. Эффект деперсонализации личности достигается благодаря использованию различных приёмов предметно-словесного и словесного иносказания: уподобления человека кукле, марионетке, автомату, использования «снижающих» метафор, синекдох и т. д.

Мир Булгакова — это мир театра, ложный мир. Здесь ценность человека определяется его общественным положением, то есть социальное значение индивида важнее его внутреннего наполнения — души. Театр и жизнь переплетаются, сцена и реальность меняются местами. Человек надевает на себя маску и живет, мыслит, действует в соответствии с занимаемым местом в обществе, со своей социальной ролью. М.А. Булгаков запечатлевает человека в кульминационно-переломные моменты его существования. Через изменения в его внутреннем мире и жизни писатель отражает, как в зеркале, «переходность», «переломность» эпохи.

Следует также подчеркнуть, что выстроенный по законам сатирической художественности мир у Булгакова — это не замкнутая структура. Его пространственно-временные параметры совпадают с реально-историческим бытием человека. Художественное время соотносится со временем реальной жизни общества, а художественное пространство характеризуется географической и даже топографической достоверностью, для чего вводятся упоминания о большом внешнем мире: названия реально существующих населенных пунктов, улиц, учреждений, имена современных и исторических реальных лиц. Но все же, несмотря на введение писателем знаков эпохи, в сатирических произведениях писателя создается особый фантастический хронотоп, где время и пространство характеризуются текучестью и непостоянством.

Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» и повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» можно воспринимать как единый текст (метатекст по отношению к отдельным произведениям писателя), так как в том и другом случае писателем создана сатирическая картина современного мира, которая реализуется в виде сочетания различных семиотических воплощений. Каждое из сатирических произведений, оставаясь вполне самостоятельным, в рамках булгаковской прозы воспринимается как элемент целого, обладающего собственными параметрами и достоинствами. По принципу взаимодополняемости у Булгакова выстроилась целостная, все время расширяющаяся от повестей к роману картина мира, образовалась смысловая и стилистическая общность единого художественного текста.

Изучение сатирических произведений Булгакова показало, что в них нашли отражение типические и индивидуальные черты человека в контексте переломной эпохи с учетом общественного сознания своего времени и социально-нравственного опыта человечества. В тексте произведений постоянно прослеживается взаимосвязь между вечностью, человеком, историей и культурой.

В итоге следует отметить, что изображение М.А. Булгаковым человека и окружающего мира в сатирическом преломлении позволило писателю реализовать идею двойственности мира, коллизию должного и реального и дало возможность глубоко критически отразить противоречия современной действительности.