Вернуться к Н.В. Новикова. Романтическая традиция Э.Т.А. Гофмана в творчестве М.А. Булгакова

Глава II. Ирония, сказка и вещь как основа стилевого наследования

Романтическая традиция Гофмана — явление множественное. Одним из подходов в её изучении является исследование стилевых особенностей немецкого писателя и их влияния на творчество Булгакова.

Стиль писателя раскрывает новые, дополнительные возможности интерпретации традиции, которая, расширяя собственную «стилевую память», в свою очередь, способствует его сохранению: «гарантом того, что индивидуальный стиль сохранит свои облик и возможность адекватного своего воспроизведения является то, что каждое произведение с точки зрения его стилевой организации имеет доминирующую устремленность, — пишет Ю.С. Подгаецкая, — полного разрушения значимых элементов стиля во всех его составляющих практически не происходит. Тому немало способствует традиция»1.

Стиль становится частью традиции, во многом определяя её дальнейшее развитие. Проблема исторического движения романтического стиля, его трансформация на примере творчества Гофмана и Булгакова становится объектом нашего внимания в настоящей главе диссертации.

Гофман и Булгаков — люди разных культур и поколений. Это резкое различие сказывается на их понимании природы романтического. Немецкий романтизм рубежа XVIII—XIX веков провозгласил идею свободы личности. Поэтому романтизм для Гофмана — это способ самовыражения и самоутверждения, искусство индивидуального откровения.

Романтизм у Булгакова оказывается своеобразной эстетической рефлексией художника на окружающий мир и становится способом борьбы современного автора с неромантическим веком. Он обнаруживает себя как архетипическая идея, коллективное бессознательное. Появление такой формы романтического определяет традиция. По Юнгу «содержания коллективного бессознательного... обязаны своим бытием исключительно унаследованию»2.

Усвоение стилевой гофмановской традиции Булгаковым, автором, принадлежащим другой эпохе, было соотнесено с художественно-эстетическими задачами своего времени. Подобное соответствие приводило гофмановские формы к многочисленным модификациям, благодаря которым романтическая традиция получает дальнейшее развитие и в принципе исключает свое завершение.

Романтизм является продуктивным стилем, который в силу своей универсальности оказывается чрезвычайно прогрессивным для многих поколений писателей. В этом смысле принципиальное научное значение имеет мнение Е.И. Волгиной о том, что для «переходных» эпох свойственно сочетание разных — и романтических и реалистических — способов освоения действительности. Обратившись к анализу романа И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», исследователь подчеркивает, что «необычное сочетание реалистических и романтических тенденций» определяет эстетическое своеобразие этого произведения и обусловливает специфику авторского стиля в романе3. (Более подробно о влиянии романтической традиции на творчество писателей см. во введении диссертации, где мы останавливались на анализе работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных изучению подобной проблемы). Модификация романтизма на протяжении литературного процесса XIX—XX веков настолько разнообразна, что можно говорить о возникновении «гиперромантизма», т. е. особой художественной реальности, в которой бесконечно пересекаются различные романтические модели: образы, сюжеты, символы, идеи и т. д.

В этом отношении творчество Булгакова будет представлять частный случай проявления гиперромантизма, но одновременно оно обнаруживает и общую закономерность развития мировой литературы XIX—XX столетия — активную трансформацию романтической традиции. Изучение стилевого наследия Гофмана в творчестве Булгакова рассматривается именно в таком контексте. Поэтому основной задачей анализа в этой главе становится исследование романтизма в аспекте его стилеобразующей активности и функционального значения у Гофмана и Булгакова.

В качестве стилевых доминант, используемых при анализе художественных текстов обоих писателей, мы выделяем иронию, сказку и вещь. Перечисленные компоненты не являются однопорядковыми, но вместе с тем они обусловливают многоуровневое единство стилевой романтической традиции Гофмана, унаследованной Булгаковым. Разноположенность иронии, сказки и вещи как элементов стилистического плана рождает новые методологические принципы изучения романтизма на основе более широкого, культурологического анализа.

Примечания

1. Подгаецкая И.Ю. Границы индивидуального стиля // Теория литературных стилей. М., Наука, 1982. С. 54.

2. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., Наука, 1996.

3. Волгина Е.И. Эпические произведения Гете 1790-х годов. Куйбышев, КГПИ, 1981. С. 63.