Вернуться к Н.В. Новикова. Романтическая традиция Э.Т.А. Гофмана в творчестве М.А. Булгакова

Заключение

Романтическая традиция Э.Т.А. Гофмана — явление множественное. Она представляет сложное, внутренне единое и устойчивое образование, включающее в себя перспективный художественно-эстетический опыт, что определило его творческою продуктивность и востребованность на более поздних этапах литературного процесса и обусловило его диалектическое развитие и динамичность. Одним из подходов в изучении традиции немецкого романтика является исследование её особенностей и их влияния на творчество писателя-реалиста XX века — М.А. Булгакова.

При сопоставительном анализе произведений обоих авторов рассматривались типология гофмановских и булгаковских героев и принципы создания характера, а также стилевые компоненты художественной манеры писателей.

Исследование гофмановской традиции в творчестве Булгакова позволяет заключить, что романтизм и реализм, разделенные как историко-литературные явления, продолжают существовать в органичном единстве художественной практики. Гофман и Булгаков оказываются сближены как писатели, мыслители, выражающие не только ключевые для своего времени вопросы, но и универсальные, неизменные проблемы человеческого бытия. Извечный дуализм разума и чувства, рационализма и воображения, реальности и мистики оказывается воплощенным в системе персонажей, представляющих определенные модели характеров творческой личности («художника»), рационалистического героя, женского и фантастического образов.

Это позволило вывести исследование гофмановской традиции в творчестве Булгакова на новый уровень. Изучение проблемы героя в произведениях обоих авторов соотносится не столько с регистрацией конкретных аналогий в системе персонажей этих писателей, сколько с выявлением сходных принципов моделирования характеров, рассмотрением типологических соответствий, позволяющих обнаружить сущностные, константные, универсальные свойства человека. Сопоставление творчества Гофмана и Булгакова дает возможность научного моделирования характера с разных — романтических и реалистических — позиций, что существенно обогащает представление о сложности и многогранности личности и приближает нас к некоему абсолюту гуманитарных наук — познанию человека.

В результате аналитических поисков создается своеобразный «характерологический универсум», где каждый тип героя многозначен и несет в себе черты романтизма и реализма, гофмановского и булгаковского воздействия. Исследование художественного опыта обоих авторов свидетельствует о значительных возможностях романтизма в решении проблемы характера, что обусловливает динамику типологии романтического героя. Это подтверждается общностью гофмановских и булгаковских персонажей, а также сходством романтических принципов и приемов, используемых авторами при воплощении образа.

Сопоставительное изучение творчества Гофмана и Булгакова позволяет рассматривать романтический характер как феномен, отражающий художественную, исторически и эстетически обусловленную концепцию человека, но вместе с тем обнаруживающий свою актуальную значимость для развития литературного процесса XX века. Сочетание романтических и реалистических принципов характерологии в творчестве Булгакова приводит к многогранному изображению человека и его сложных взаимосвязей с окружающим миром в самых различных аспектах. Это сообщает образам его героев более масштабную смысловую и художественную выразительность.

Вместе с тем выявленные типологические формы романтизма-реализма не являются абсолютно тождественными в творчестве Гофмана и Булгакова и имеют признаки, обусловливающие их отличия. Своеобразие подобных форм определяется историческим контекстом и писательской индивидуальностью. Вся система доказательств была направлена на то, чтобы обозначить близость романтического и реалистического авторов, но при этом никогда не упускалось из внимания, что в качестве предмета исследования было выбрано творчество двух оригинальных авторов, удаленных друг от друга в пространственно-временном отношении. Поэтому наряду с выделением сходных принципов и закономерностей, отражающихся в гофмановских и булгаковских произведениях, рассматривались отличительные черты, составляющие неповторимость художественной манеры каждого писателя.

При сопоставительном анализе стилевого плана произведений обоих авторов были выделены несколько компонентов — ирония, сказка и вещь. Они являются разноуровневыми категориями стиля. Но при всей их полярности оказываются внутренне связанными друг с другом, отражая многокомпонентное единство стилевого плана гофмановских и булгаковских текстов.

Вычленение разноположенных элементов стиля обусловлено и новыми открытиями в области научно-исследовательского опыта. Ирония, сказка и вещь как явления из разных областей научного знания оказываются объединены на основе более широкого, культурологического подхода. Они рождают иные концепты, другие способы трактовки романтизма, обнаруживая многообразие этого стиля. Таким образом, уходя от романтизма как историко-литературного явления, мы не отдаляемся от него как от одного из сущностного, универсального, художественно-философского метода.

Романтическая гофмановская традиция у Булгакова отличается системностью. Это означает, что романтизм у современного писателя есть нечто большее, чем составляющие его части: отдельные цитаты, высказывания, детали. Поэтому его исследование не могло ограничиваться методиками, основанными только на точном количественном подсчете использования Булгаковым романтических элементов. Предметом анализа стал не отдельный романтическим факт, а романтичность как общее свойство булгаковского стиля, как особый подтекст его произведений.

Но это вовсе не означает потери творческой индивидуальности Булгакова, оригинальности и неповторимости его стиля. Булгаков не повторяет и не имитирует Гофмана. Романтические образы немецкого писателя служат современному автору для создания воображаемых ситуаций, событий или явлений и становятся одним из источников творчества. Немецкий романтик стимулирует воображение писателя XX века, он служит целям вымысла и пробуждает фантазию Булгакова.

Присутствие гофмановского начала в произведениях современного автора создает новое стилистической единство, романтические и реалистические компоненты которого находятся во взаимодействии, обогащая друг друга. Вследствие этого булгаковский реализм получает романтическую форму разработки.

Анализ гофмановских и булгаковских произведений позволяет нам сделать вывод о продуктивности романтического стиля, который, в силу своей универсальности, оказался актуальным для писателя XX века. Усвоение стилевой традиции немецкого романтика современным писателем носило творческий и динамичный характер, что нашло свое отражение в многочисленных модификациях гофмановских форм. Их использование приводит, с одной стороны, к возникновению романтической стилизации, с другой, — усилению булгаковского реализма с помощью романтических образов и деталей.

В этом смысле отношения гофмановского романтизма и булгаковского реализма соответствуют принципу дополнительности, раскрывающему глубокое диалектическое значение. Они позволяют увидеть их относительность, «неполноту», взаимозависимость и обнаружить необходимость романтизма для реализма и реализма для романтизма.

Исследование сложного многоуровневого характера традиции Э.Т.А. Гофмана в произведениях М.А. Булгакова позволяет сделать заключение о художественной продуктивности романтизма и его значительном обогащающем воздействии на творчество реалистического писателя XX века.