Таким образом, в наши задачи входит: 1) рассмотрение конкретных текстуальных перекличек между текстами Булгакова и Соловьева; 2) сопоставление целостных философских концепций Булгакова и Соловьева, выводимое из текстуального анализа романа писателя и трактатов философа; 3) выяснение особенностей мировоззрения Булгакова в романе «Мастер и Маргарита», отличающегося от Соловьева. Рассмотрим идейное содержание романа Булгакова с точки зрения трактатов «Смысл любви», «Жизненная драма Платона» и «Три разговора».
2.1. «Смысл любви» и «Жизненная драма Платона»
Рассмотрение истории любви Мастера и Маргариты полезно произвести с точки зрения идей Соловьева, высказанных в трактатах «Смысл любви» и «Жизненная драма Платона». Правда, как мы показали, в семейной библиотеке Булгаковых этих трактатов не было, однако нельзя считать, что Булгаков вообще не читал их. В 10-м томе собрания сочинений Соловьева, который был у Булгаковых, есть статья о «любви» из энциклопедического словаря1, где описывается смысл половой любви, изложенный и в самом трактате «Смысл любви». Кроме того, среди сочинений Соловьева именно «Смысл любви», «Жизненная драма Платона» и «Три разговора» принадлежат к числу наиболее популярных работ, оказавших влияние на литературный мир символистов, и Булгаков, их современник, вряд ли не знал этих работ Соловьева.
Никто из булгаковедов не сомневается, что любовь героев — одна из важнейших тем в романе «Мастер и Маргарита». Так, Г. Черникова считает, что с символистами у Булгакова перекликается изображение любви, побеждающей смерть2. Д. Магомедова, находя переклички с сюжетными линиями романа Булгакова в программе «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, видит расхождение между ними в роли любви в человеческой жизни: «любовь, нахлынувшая на героя «Фантастической симфонии», — дьявольский обман, разрушающий гармонию и покой в земной жизни и губящий самую душу человека. <...> Взаимная всепоглощающая любовь героев романа — та глубинная нравственная опора, которая позволяет им сохранить внутреннюю душевную дельность и стойкость при встрече с земным злом. В финале решением судьбы Мастера и Маргариты заняты оба «высоких ведомства» — Иешуа и Воланд. Однако дарованный героям покой — не просто насланная свыше благодать, а результат самоотверженной любви Маргариты, рискнувшей пожертвовать даже собственной душой ради спасения любимого человека»3.
Несомненно, в романе «Мастер и Маргарита» присутствует переклички с идеей Соловьева в трактате «Смысл любви». В нем философ определяет смысл любви как «оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма»4.
В «Жизненной драме Платона» Соловьев размышляет об Эросе: «И ад, и земля, и небо с особым участием следят за человеком в ту роковую пору, когда вселяется в него Эрос»5. Следует отметить, что за любовью Мастера и Маргариты следят Иешуа и дьявол Воланд. Поэтому, по нашему мнению, стоит сопоставить роман Булгакова с трактатами Соловьева о любви.
2.2. «Жизненная драма Платона» и «Три разговора»
По поводу проблемы «добра и зла» в романе Булгакова мы обратимся к трактатам «Жизненная драма Платона» и «Три разговора». Что касается первого трактата, у нас нет сведений о том, что Булгаков читал их, но, судя по тому, что в булгаковедении есть исследования о неком отношении между писателем и философом, целесообразно рассмотреть роман Булгакова в контексте этих известных трактатов. В этих двух трактатах излагается отношения «добра и зла» и «света и тьмы», с которыми можно сравнивать отношение между Иешуа и Воландом. Надо отметить, что с помощью этих трактатов мы можем видеть развитие идей Соловьева. Как мы узнаем из предисловия к «Трем разговорам», в 1898 году с Соловьевым происходит загадочное событье, которое резко меняет его отношение к вопросу о зле. Как объясняет К. Мочульский, «до сих пор Соловьев склонялся к точке зрения бл. Августина: зло не имеет субстанции <...>. Раньше он не верил в черта, а теперь он в него поверил»6. Нам представляется интересным, каким образом проблема «добра и зла» в романе Булгакова имеет отношение к развитию идей Соловьева.
В связи с проблемой «добра и зла» у Булгакова мы находим некоторые переклички с апокалипсическим миропониманием Соловьева, изложенной в «Трех разговорах». Как мы показали, в булгаковедении апокалипсические мотивы в романе уже отмечались неоднократно, но надо сказать, что эта тема является еще малоизученной. Думается, что соловьевские идеи об Апокалипсисе в этом трактате не оказали прямого влияния на роман «Мастер и Маргарита», поэтому нам необходимо рассмотреть черты различия между романом Булгакова и трактатом Соловьева и тем самым выявить особенности мировоззрения Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».
Примечания
1. Соловьев В.С. Энциклопедический словарь // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. СПб.: Просвещение, 2-ое изд. 1914. С. 236—238.
2. Черникова Г. О некоторых особенностях философской проблематики романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». С. 215.
3. Магомедова Д. «Никому не известный композитор-однофамилец...» (О семантических аллюзиях в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Известия АН. СССР. Серия Литературы и языка. 1985. № 1. Т. 44. С. 85—86.
4. Соловьев В. Смысл любви // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 505.
5. Соловьев В. Жизненная драма Платона // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 616.
6. Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Мочульский К. Блок. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. С. 206.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |