В контексте истории исследования влияния Флоренского на Булгакова, а также интереса Булгакова к идеям Флоренского, изложенным в «Мнимостях в геометрии», в литературном контексте 1920-х годов, мы особо отметили фигуры Белого и Замятина, которые как современники Булгакова и его знакомые интересовались книгой Флоренского. Мы также показали черты сходства мировоззрения между Булгаковым и Флоренским. У них были общие истоки: Данте, принцип относительности Эйнштейна и космическое пространство.
Учитывая, что Булгаков особенно изучал теорию о тройном пространстве в девятой главе «Мнимостей в геометрии», мы пришли к выводу, что Булгаков мог применить две теории Флоренского по отдельности. То есть, теория о двойном пространстве, иллюстрированная на обложке книги философа и объясненная Флоренским в небольшом разделе «пояснении к обложке», применялась визуальным образом к композиции романа, а теория о тройном пространстве — к сюжетной линии.
В отношений двойного пространства, присоединяясь в целом к мнению П. Абрагама, считающего, что московские главы соответствует действительной стороне, а ершалаимские — мнимой, мы подтвердили такую трактовку тем, что Мастер «угадывает» историю о Понтии Пилате, т. е. именно о мнимой стороне, которую, как объясняет Флоренский в «пояснении к обложке», можно узнать «отвлеченно-зрительным» способом, а также тем, что и Воланд, лично присутствуя у Пилата, функционирует как прорывы между двумя сторонами из гравюры на обложке книги Флоренского.
Полемизируя с мнением П. Абрагама о том, что Ершалаим находится на небесной сфере, мы представили новую трактовку воплощения Булгаковым тройного пространство космологии в сюжетной линии романа, анализируя время и пространство в важных сценах: Москва — это действительная сфера, v < c, великий бал у сатаны и Пилатов ад — на границе Земли и Неба, v = c, а вечный приют и пространство, где в конце эпилога происходит разговор между Иешуа и Пилатом во сне Ивана — v > c. При этом мы истолковали две сцены, т. е. великий бал у сатаны и место, где Пилат находится на протяжении около двух тысяч лет, как переходную зону к небесной сфере, через которую Мастер, Маргарита и Пилат, пройдя ад, идут по пути спасения. Переход в другую сферу сопровождается смертью, причем в отличие от Соловьева, считающего смерть физическим злом, Булгаков понимает ее как положительный и даже необходимый способ спасения героев.
Что касается судьбы Ивана, мы использовали и текст о сне из работы Флоренского «Иконостас» и пришли к выводу, что в конце эпилога Булгаков изображает его духовное развитие тем, что Иван, как Мастер, узнает о существовании мнимой стороны, даже переживает во сне обратную причинность, по теории Флоренского, характерную для небесного пространства.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |