Вернуться к М. Омори. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте религиозно-философских идей В.С. Соловьева и П.А. Флоренского

5. Выводы

Анализ истории любви Мастера и Маргариты в свете трактатов «Смысл любви» и «Жизненная драма Платона» показал отражение в романе Булгакова идей о любви Соловьева. Булгаков, разрабатывая мысли философа об истинной любви (бездетность, двойственность смысла любви, воплощение образа Божия в любимом предмете, спасение индивидуальности через жертву эгоизма, активность Вечной Женственности и достижение бессмертия через любовь), через изображение истории любви героев художественными средствами исполнил обещание показать читателю «настоящую, верную, вечную любовь».

Влияние трактата «Три разговора» на роман Булгакова доказывается трактовкой Воланда и его свиты как совокупности образов мага и Антихриста у Соловьева. В то же время образы Воланда и Антихриста соотносятся по зеркальному принципу.

Будучи внимательным читателем Соловьева, Булгаков заметил эволюцию мировоззрения философа и рассмотрел проблему «добра и зла» в романе в свете развития его идей. Он изобразил дьявола реально существующим, как «Трех разговорах», но не согласился с идеей философа о борьбе между добром и злом, приближаясь таким образом к позициям «Жизненной драмы Платона».

Опираясь на диалог между господином Z и Князем в «Трех разговорах», Булгаков в развитии темы «доброго человека» использовал и элементы учения Толстого (при этом в образе Иешуа отражается и другой «князь» — Мышкин из Достоевского). Влияние и Соловьева, и Достоевского наблюдается в использовании равноправного диалога между Иешуа и Пилатом.

И высказывание Господина Z о «фарсе», сохраняющим свою художественную и философскую правду, соответствует особенности поэтики романа Булгакова. В то же время роман состоит и из «серьезных» Ершалаимских глав, что отвечает излюбленным приемам Соловьева.

Кроме того, Булгаков, используя мотивы Апокалипсиса, описывает не конец истории, а конец индивидуальной жизни героев (квазиапокалипсис), из чего можно определить его отношение к «соловьевской» теме конца истории как притяжение-отталкивание.