Вернуться к Н. Санаи. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина

Выводы по Главе 3

При исследовании структурно-семантической организации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» было найдено немало типологических и идейно-эстетических соответствий с философско-литературными исканиями М. Бахтина.

Исследователи романа видят полифонию его структуры в многослойности проблематики, соответственно, пафоса и стилистики — в самой жанровой специфике, разноприродности персонажей, их многоголосии и дублировании/двойничестве — во внутритекстовой жанровой неоднородности, в диалогах с элементами антиципаций, использовании аллюзий, в неоднозначности авторской позиции относительно социального строя и критике авторитаризма и языкового унитаризма.

Интертекстуальные связи романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень обширны, сложны, многовекторны. «Закатный» роман Булгакова обнаруживает связи с произведениями европейских и русских авторов, с художественными произведениями и теологическими трактатами. При этом связи осуществляются на разных уровнях: структурном, текстовом, сюжетном.

Используя метод, предложенный М. Бахтиным, мы считаем, что не вполне корректно говорить о полифонии романа «Мастер и Маргарита» на основании таких характеристик булгаковского текста, как многослойность проблематики, пафоса и стилистики; разноприродность и двойничество персонажей, разножанровость текста, использование аллюзий и пр., поскольку в качестве основной черты полифонического текста М. Бахтин предлагал экзистенциальное равноправие в текстовом пространстве, в котором персонажи обладают рефлексивным самосознанием, проявляющимся через апелляцию к Другому в поисках истины.

Этим обусловлено введение нами ряда терминов для более точного анализа специфики текста романа Булгакова, а именно: двухконтурность нарратива (второй/внешний контур нарратива), квазиполифония, стилистическая дихотомия/бинарность, ксенофония.