Признание того факта, что действие в «московских» главах романа происходит в реальной действительности, а не в параллельном мире, не снимает полностью вопроса о том, зависит ли «ведомство» Воланда от «ведомства» Иешуа, и существует ли заранее утвержденный план развития человечества. Некоторые выдержки из текста «Мастера и Маргариты» позволяют ответить отрицательно на оба вопроса. Здесь можно привести несколько положений:
1) Воланд и его подчиненные убивают барона Майгеля за месяц до его естественной смерти. Вполне понятно, что при наличии четкого плана развития человечества такой «фокус» нечистой силе вряд ли бы удался. При этом нельзя сказать, что от Майгеля совсем ничего не осталось — после его смерти «освободилось» определенное количество времени, которое обязательно будет занято другими событиями. В этой связи можно даже допустить некоторую вольность и вспомнить известный рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром», в котором человек, отправляясь в прошлое поохотиться на динозавра, сходит с специально проложенной тропинки и наступает на бабочку, а вернувшись назад, застает на Земле иной общественный строй. В данном случае весь вопрос заключается в том, мог ли Булгаков в свое время размышлять подобным образом. Четкого ответа здесь нет, но в принципе не так уж и обязательно быть выдающимся фантастом, чтобы прийти к аналогичному заключению. В конце концов, барон Майгель — все-таки человек, а не бабочка, и, убив его раньше срока, нечистая сила явно нарушила естественный порядок событий;
2) из текста романа ясно следует, что судьба Мастера и Маргариты была решена отнюдь не «от сотворения мира», а именно в Москве и именно в настоящее время;
3) само по себе вмешательство Иешуа в происходящие в Москве события выглядит несколько запоздалым. Как-либо изменить случившиеся события уже невозможно, разве что стереть из памяти всех действующих лиц несколько предыдущих дней, что со стороны Бога было бы просто негуманно. В этой связи можно вспомнить «Апокриф» Л.Н. Гумилева, в котором говорится, что «Создав время, явление самостоятельное, Бог тем самым ограничил себя, так как он не может сделать бывшего небывшим, а небывшего — бывшим» [39, с. 480].
Таким образом, можно сделать вывод, что оба «ведомства» действуют независимо друг от друга, и каждое из них имеет свои собственные планы [25, с. 35]. Но если дело обстоит именно так, то нельзя не учитывать и влияние на события свободной воли самих людей. Действительно, Мастер написал выдающийся роман, и его судьба была изменена. Следовательно, та воля и те усилия, которые он приложил, оказались не менее существенными, чем установки неких высших сил. При отсутствии же заведомой определенности в происходящих на Земле событиях каждое из «ведомств» волей-неволей будет стремиться к тому, чтобы определить истинные возможности человека.
Что касается лидеров самих «ведомств», то их отличительные признаки можно представить в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Признак | Воланд | Иешуа |
1. Как воздается каждому человеку? | После земной жизни каждому, если судить по выражению Воланда, полагается по его вере. Относительно же текущих эпизодов вполне подходит пословица «клин клином вышибают» | Каждому человеку полагается по его делам, по силе его веры и по силе его стойкости в добре. В целом позиция Иешуа в данном отношении достаточно парадоксальна. Так, Левий Матвей собирается убить и Иуду (как предателя) и Иешуа, чтобы облегчить ему страдания, но не делает ни того, ни другого и попадает в рай, а Пилат, сделавший за Матвея всю эту работу, не может обрести даже покоя [22, с. 379] |
2. Отношение к справедливости | Справедливость можно установить насильственным путем в соответствии с пожеланиями людей, равно как и без пожеланий, что Воланд и демонстрирует во время своего визита. С другой стороны, восстановление справедливости в мировом масштабе для Воланда явно не является приоритетным занятием | На это четкого ответа в романе нет. По-видимому, к идее справедливости каждый человек должен прийти сам, пусть даже и длительным путем, но без кровопролития. О крови говорит Матвей, но не Иешуа. Основное понятие для Иешуа — милосердие, а не справедливость любой ценой [117, с. 78—79] |
3. Подход к человеческой истории | С точки зрения вечности. Мир в целом не меняется к лучшему | С точки зрения человечности. Царство истины все же настанет |
4. Сфера влияния | Воланд прежде всего занимается фактами и событиями. Основное действие — анализ | Область духовной жизни человека — главная для Иешуа, основное действие — синтез всего лучшего (люди будут смотреть на мир через «прозрачный кристалл», то есть четко различать добро и зло) |
5. Главный человеческий порок | Поскольку все теории стоят одна другой, то скорее всего и все человеческие пороки стоят один другого. Каждый из них может стать главным в зависимости от обстоятельств | Главный человеческий порок — это трусость |
6. Характеристика людей | Все люди как люди, а поэтому можно найти и все человеческие качества — как положительные, так и отрицательные. Что же касается зла как такового, то оно заключено в самой натуре людей | Все люди добрые, просто это нужно им объяснить. «Ведомство» Иешуа отличается от «ведомства» Воланда по своему отношению к возможностям человека преодолеть зло в себе и тем самым умножить добро на земле [117, с. 86] |
7. Отношение к правде | Воланд и его подчиненные выступают за «сиюминутную» правду, то есть за признание реального (фактического) положения вещей. В результате от нечистой силы здорово достается не слишком правдивым личностям вроде Варенухи или Бенгальского | Иешуа выступает за ту правду, которая должна быть на Земле, то есть за «правду истинную» [153, с. 5] Требования Иешуа продиктованы любовью к человеку, желанием дать ему истинное счастье в будущем [98, с. 123] |
8. Особенности веры | Вера Воланда — это вера в зыбкость всего сущего, в отсутствие неоспоримых истин. Что касается людей, то он им навязывает веру в чудеса, в случайности, в Фортуну и т. д. | Вера Иешуа — это вера в лучшие человеческие качества, вера в царство истины, вера в свои убеждения |
9. Прощение людей | Воланд прощением практически не занимается. Это право предоставляется либо Иешуа, либо самим людям. | Иешуа прощает людей, но при этом реальное прощение человека — это прощение перед лицом истории, то есть одного только покаяния здесь мало, нужно понимание своей ответственности перед людьми |
10. Положение в мире | Воланд — игрок, и, увы, не только в шахматы. Люди для него — материал для экспериментов | Иешуа, по-видимому, чрезвычайно редко вмешивается в события, происходящие в земном мире, и следит только за соблюдением самых общих правил (чтобы каждое «ведомство» занималось свои делом) |
Подобная таблица, конечно, носит весьма приблизительный характер, поскольку роман дает мало информации для сравнительного анализа. Некоторые принципиально важные вопросы, например, о совести и об истине, вообще не имеют четких ответов. Общий вывод, который можно сделать из подобного сопоставления, также неоднозначен. С одной стороны, представляется, что «ведомство» Воланда и «ведомство» Иешуа довольно хорошо дополняют друг друга, но с другой, нельзя исключать и того, что противостояние Иешуа и Воланда все-таки есть, но оно не лежит на поверхности. Возможно, Воланд, копируя своего противника, стремится превзойти его не столько по количеству пойманных человеческих душ, сколько по их качеству. В этом отношении Мастер и его роман стоят очень дорого, и на поединок с Мастером можно потратить определенное количество времени. Но при условии автономного существования двух «ведомств» получается, что Бог — абсолютно доброе существо — отправляет (или низвергает) счастливых и любящих друг друга Мастера и Маргариту в ад, причем делает это путем закулисного соглашения с дьяволом. Если это так, значит роман Мастера, оказавшийся в руках Воланда, перевесил всю остальную жизнь его творца...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |