Вернуться к М.Ю. Матвеев. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: литературное путешествие по страницам романа

1.1. Термин «реальность»: многообразие подходов

Один из самых сложных вопросов, возникающих при чтении «Мастера и Маргариты», — это вопрос о тех мирах, которые описываются в романе. Толкование данного произведения во многом зависит именно от того, как подходить к данному вопросу, а поэтому его следует рассмотреть в первую очередь.

В литературоведческих исследованиях, посвященных «Мастеру и Маргарите», можно встретить два термина: «художественный мир» и «реальность», причем второй термин является синонимом первого, т. е. под реальностью понимается не та объективная действительность, которая «дана в ощущениях», а своеобразный мир, «сконструированный» («смоделированный») самим автором [31, с. 77; 126, с. 24]. Именно в таком смысле термин «реальность» используется и в предлагаемой вниманию читателей работе.

Исследователи «Мастера и Маргариты» чаще всего выделяют три реальности: библейскую («ершалаимские» главы), космическую (реальность Воланда) и современную земную («московские» главы). На наш взгляд, подобный подход к роману Булгакова охватывает только основную сюжетную линию данного произведения и в ряде случаев выглядит слишком обобщенным. Так, например, он не объясняет различные варианты жизни и смерти Мастера и Маргариты, сны персонажей романа, отношения между Иешуа и Воландом и т. д. Кроме того, при таком подходе не учитываются следующие обстоятельства: а) роман Мастера — это не столько попытка создания нового Евангелия, сколько самостоятельное произведение с собственным художественным миром (художественной реальностью); б) мир Воланда — это еще не космическая реальность, это реальность одного «ведомства»1 и его представителей; в) Воланда и его подручных можно рассматривать не только как представителей своего «ведомства», но и как сказочных персонажей, то есть воспринимать «Мастера и Маргариту» как философскую сказку.

Таким образом, можно, пожалуй, выделить не три, а семь аспектов, связанных с термином «реальность».

1. Земная, или современная реальность (земной мир), которую можно рассматривать в нескольких ракурсах:

1.1) реальность событий с точки зрения их непосредственных участников, то есть героев романа. Это можно назвать неким «взглядом изнутри» или событийно-индивидуальным ракурсом;

1.2) при чтении «Мастера и Маргариты» недоумение вызывают не только действия сатаны, но даже и та обыденная жизнь, в которую погружены многие персонажи романа до и после вмешательства Воланда. Из-за их мелочных и корыстных действий эта жизнь кажется не менее иллюзорной, чем вторгающаяся в Москву потусторонняя сила. Таким образом, при анализе земной реальности ее следует рассмотреть и в обыденном ракурсе;

1.3) в романе Булгакова можно выделить и такую проблему, как соотношение земного мира и мира потустороннего. Это можно условно назвать религиозным ракурсом;

1.4) с другой стороны, в «московских главах» романа имеется немало персонажей, которые ведут себя как убежденные атеисты. Поэтому нелишне будет рассмотреть происходящие в «московских главах» события с позиций подобных героев, то есть в атеистическом ракурсе.

2. Если предположить, что все эпизоды романа одинаково убедительны по отношению друг к другу (в том числе и оба варианта смерти Мастера и Маргариты), то тогда встает вопрос об устройстве или природе самого мира, в котором происходят описываемые события. Другими словами, проблема заключается в том, соглашается ли читатель безоговорочно со всем, что изображено в романе, или же считает, что все написанное происходит в особом мире, который похож на земной, но имеет при этом собственную историю. Такой аспект можно назвать параллельным миром или альтернативной реальностью.

3. Описанные в романе события не обязательно объяснять с помощью альтернативной реальности. Действительно, читательское восприятие способно колебаться между признанием правдоподобности описанных в романе событий и сомнением в возможности проведения каких-либо житейских аналогий по отношению к его сюжету. В зависимости от «степени убежденности» читателя в реальности происходящих в «Мастере и Маргарите» событий роман можно охарактеризовать либо как философскую сказку, либо как совмещение сказки и «обычной» земной действительности. Следовательно, при анализе фантастических аспектов «Мастера и Маргариты» вполне можно использовать и такой термин, как сказочная реальность (сказочный мир).

4. Поскольку в текст «Мастера и Маргариты» включены главы из романа Мастера, то здесь, безусловно, возникает и проблема соотношения между написанным Мастером произведением и теми событиями, которые происходят в «московских» главах. На наш взгляд, творение Мастера можно определить как отдельную художественную реальность (художественный мир), отличную от художественной реальности (художественного мира) всего романа Булгакова.

5. Одной из самых больших загадок романа являются сны его персонажей. Мир снов (неосознанная реальность) представляет собой достаточно сложный вопрос, который нуждается в отдельном рассмотрении.

6. Вопрос о параллельном мире (пункт 2) не является однозначным. И действительно, можно предположить, что дьявол устанавливает собственные порядки, ни с кем не согласуя свои действия. Таким образом, и Иешуа, и Воланд глядят на Землю со своей точки зрения, в результате чего образуется своеобразная «ведомственная» реальность (мир двух «ведомств»).

7. Исходя из обыденных действий персонажей романа можно поставить вопрос о тех иллюзиях, которыми полно человеческое существование, а также о роли двух «ведомств» в происходящих на земле событиях. Такой комплексный аспект, объединяющий в себе различные подходы, можно обозначить как проблему всеобщей или космической реальности.

Примечания

1. Словосочетание «ведомство» добра («ведомство» зла) нельзя назвать совершенно удачным из-за некоторой фамильярности, однако оно вполне соответствует тексту самого романа и активно используется во многих литературоведческих работах, посвященных «Мастеру и Маргарите».