Вернуться к М.Ю. Матвеев. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: литературное путешествие по страницам романа

Введение

К настоящему времени о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» существует обширная литература, но поток критических публикаций, связанных с данным произведением, тем не менее не ослабевает. Чтобы показать, чем же вызвана необходимость еще одной работы, следует сказать несколько слов о том, какие направления преобладают в литературной критике. В целом критическую литературу можно разделить на несколько групп.

1. Определение источников, которые Булгаков мог использовать при написании романа.

1.1. Философия и психология [1, 32, 43, 77, 129].

1.2. Религиозные произведения (прежде всего Библия), исторические источники, демонология [19, 45—47, 65, 66, 113, 124, 135, 155 и др.].

1.3. Художественная литература [9, 27, 52, 88, 90, 107, 146 и др.].

2. Определение возможных прототипов персонажей романа.

2.1. Современники Булгакова [6, 7, 59, 99, 125, 142 и др.].

2.2. Исторические лица из более ранних эпох [85].

3. Определение конкретных московских адресов, описанных в романе (нередко в сочетании с пунктом 2.1) [97].

4. Непосредственный анализ текста романа [2, 22, 51, 61].

5. Вопросы стиля, жанра, композиции [3, 63, 79, 82, 83, 93, 94, 109, 111, 143 и др.].

6. Комплексные исследования, включающие в себя различные аспекты [25, 34, 44, 54, 75, 76, 80, 117 и др.].

7. Обзоры имеющейся литературы [18, 101].

В целом по поводу мнения, сложившегося в литературной критике, есть две полярные точки зрения. Первую из них разделяют такие авторы, как В.М. Акимов, А. Сафронова, Е.А. Яблоков. Так, по мнению В.М. Акимова, для многих критиков книга Булгакова сама по себе не так уж и интересна, но «...зато искушает возможностью еще одного шокирующего, сенсационного, а то и скандального толкования, еще одной «оригинальной» трактовки...

Иногда возникает впечатление, что чем дальше от романа уйдет в своих «источниковедческих» фантазиях очередной знаток, тем большее удовольствие он получает. Мы узнаем массу сведений (нередко из вторых и третьих рук): об альбигойцах и демонологии, московской топонимике и политической борьбе 20 и 30-х гг., о буднях и праздниках американского посольства в Москве, о биографиях тех или иных литературных и общественных деятелей и т. п.1, жаль только, что под грудой этого «информационного» хлама сам роман исчезает» [2, с. 3—4]. Похожие высказывания можно обнаружить и у А. Сафроновой, которая отмечает, что в калейдоскопе перечисляемых критиками имен и источников не остается места для самого Булгакова [119, с. 146]. Е.А. Яблоков, в свою очередь, отмечает, что «чем больше мы будем задумываться лишь о (несомненной!) традиционности «Мастера и Маргариты», тем интенсивнее будет эта книга в сознании читателей превращаться в конгломерат биографии автора, мировой литературы, оперы, мифологии, фольклора, живописи и т. п., становясь этаким коллективным творением чуть ли не всего человечества» [153, с. 3].

Совершенно иного мнения придерживается Т.В. Рыжкова, полагающая, что каждое толкование «Мастера и Маргариты» по-своему ценно, поскольку позволяет взглянуть на творчество Булгакова с новой стороны [117, с. 62—63].

На наш взгляд, более предпочтительной выглядит позиция В.М. Акимова и Е.А. Яблокова, поскольку в литературной критике действительно существует диспропорция между хорошо развитыми «источниковедческими» направлениями и сравнительно скромным анализом сюжета романа, взаимоотношений главных и второстепенных героев и т. д.

В соответствии с этим предлагаемая вниманию читателей монография представляет собой попытку рассмотрения «Мастера и Маргариты» в русле непосредственного анализа текста данного произведения. Кроме того, в ней производится сопоставительный анализ мнений различных литературоведов по ключевым проблемам романа.

В целом данная работа представляет собой своеобразное «литературное путешествие» по страницам «Мастера и Маргариты». Автор предлагает читателю еще раз обратиться к наиболее интересным проблемам романа, детально проанализировать его сюжет и постараться мотивировать действия его героев.

Основное внимание в работе уделяется следующим вопросам: 1) в каких художественных мирах (реальностях) разворачивается действие «Мастера и Маргариты»; 2) каков смысл действий нечистой силы; 3) как Воланду удалось получить в собственное распоряжение роман Мастера и душу его творца; 4) какие закономерности можно обнаружить в сюжете «Мастера и Маргариты». В соответствии с перечисленными вопросами данная работа разделена на четыре главы: «Переплетение миров», «Смысл действий Воланда», «Дьявольская игра», «Загадки и вопросы».

В списке литературы представлены наиболее заметные исследования романа Булгакова, хотя данный список и пришлось ограничить из-за огромного числа существующих источников.

Примечания

1. Здесь, по-видимому, подразумеваются работы И.Л. Галинской, Л.М. Яновской, Л.К. Паршина, Б.С. Мягкова, А.Н. Баркова и других авторов [8, 30, 31, 97, 106, 126, 154].