В первых двух главах монографии были охарактеризованы различные подходы к пониманию сюжета «Мастера и Маргариты», а также действия нечистой силы и основные недостатки романа Мастера. Между тем в романе Булгакова есть много эпизодов, которые невозможно объяснить похождениями нечистой силы или экспериментами над людьми. В частности, остаются непонятными следующие моменты:
1) непосредственная роль нечистой силы в судьбе Мастера и Маргариты. Даже то испытание, которому подвергается Маргарита, невозможно отнести исключительно к эксперименту на духовную черствость и способность удивляться;
2) причина, по которой Воланд пересказывает роман Мастера Бездомному и Берлиозу. Их можно было поразить десятками других способов;
3) выбор нечистой силой в хозяйки бала именно той Маргариты, которая была тайной женой Мастера;
4) загадочный разговор «на высшем уровне» между Воландом и Левием Матвеем о судьбе Мастера.
Все перечисленные моменты имеют одну подоплеку — это была борьба дьявола за роман Мастера и за его душу. Так, по мнению Б.В. Соколова, «Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски, дает совсем несхожие ответы о целях своей миссии. Между тем, все приведенные версии служат лишь для маскировки истинного намерения — извлечения из Москвы гениального Мастера и его возлюбленной, а также рукописи романа о Понтии Пилате. Сам сеанс черной магии отчасти понадобился Воланду для того, чтобы Маргарита, прослышав о происшедшем в театре Варьете, уже была бы подготовлена к встрече с его посланцем Азазелло» [124, с. 162]. Данное мнение во многом справедливо. Во всяком случае, тот факт, что Воланд сильно завуалировал свои отношения с Мастером, сомнению не подлежит. Однако, на наш взгляд, не стоит слишком уж принижать значение экспериментов над людьми, которые проводит Воланд. Правильнее, пожалуй, будет сказать, что «извлечение» Мастера — одна из главных целей Воланда, но она отнюдь не единственная.
Рассматривая непосредственный ход поединка между Воландом и Мастером, важнее всего ответить на следующие вопросы.
1. Какие методы использовал Воланд в поединке с Мастером?
2. Как же получилось, что Мастеру опротивел его роман, который был целью его жизни?
3. Как Воланд собирался использовать роман Мастера?
И начать поиск ответов на эти вопросы следует прежде всего в самом начале «Мастера и Маргариты» — в главе «Никогда не разговаривайте с неизвестными».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |