Вернуться к Е.В. Свинцицкая. Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова

2.1. Состав и структура авторского микрополя «Цвет»

ЛСП «Цвет» романов писателя насчитывает 247 слов, из них 226 лексем являются элементами общеязыкового ЛСП «Цвет», а 21 лексическая единица — только авторского поля, так как приобретает сему «цвет» в художественном тексте, в текстах М.А. Булгакова.

15 единиц общеязыкового ЛСП входит в состав цветовых групп всех романов М.А. Булгакова: красный, багровый, зеленый, белый и др., — почти все они образуют ядерную часть ЛСП «Цвет», а такие, как кровавый, золотой, расположены в непосредственной близости от центра ЛСП.

Отбор других ЛСВ общеязыкового поля совершается автором в зависимости от характера произведений: в «Белой гвардии», посвященной кровопролитным событиям, происходящим в России, писатель чаще выбирает единицы с семой «красный», «кровавый», «черный», в «Мастере и Маргарите», где главные персонажи — нечистая сила, треть всех цветономинаций занимают слова со значением «черный» как атрибут потусторонней силы; в романе, где раскрывается роль искусства, основными цветами становятся «золотой» и «белый» как символы истинного искусства.

ЛСП «Цвет» можно представить в виде концентрических кругов, причем каждый последующий круг символизирует более частную парадигму. Данные круги, концентрируясь вокруг общей семы «цветовой признак», представляют собой ядерную, околоядерную и периферийную зоны. Ядерная зона — это наиболее частотные, эстетически значимые слова ЛСП «Цвет»; околоядерная зона уступает ядерной по суммарной частотности единиц с исходным цветовым значением, эстетическая значимость единиц околоядерной зоны проявляется реже; периферийная зона включает в себя не только лексемы анализируемого ЛСП, эстетическая значимость у которых проявляется редко, но и семантические трансформации слов поля.

В качестве ядра выбирается прилагательное, а не иная часть речи, это объясняется тем, что признаковость — основная, организующая сема данного поля.

Ядро цветового поля составляют наиболее частотные и функционально-значимые языковые единицы с исходным цветовым значением. Так, в ядерную зону входит группа слов со значением черный. Общее количество словоупотреблений, группирующихся вокруг названной лексемы, — 394 (21% всех цветономинаций). Данная группа словоупотреблений включает в себя такие синонимически сближающиеся со словом черный единицы, как черный-пречерный (1), траурный (5), вороненый (1), цвета воронова крыла (1), гробовой (4), угольный (4).

Далее следует группа слов со значением белый. Количество зафиксированных словоупотреблений — 344 (19% всех цветономинаций). Это наиболее разнообразно представленный фрагмент ЛСП «Цвет». Оттенки белого в творчестве Булгакова выражаются следующими лексическими единицами: алебастровый (1), снежный (4), меловой (2), седой (10), серебряный (20), платиновый (3), бледный (59). Причем необходимо отметить, что лексема седой представляет денотативно замкнутое пространство данного фрагмента ЛСП «Цвет», так как ограничена в своем употреблении и сочетается с «узким» кругом слов.

Цветономинаций, представленные значением красный, также составляют ядерную часть ЛСП «Цвет», которая включает в себя 313 (17% всех цветономинаций) словоупотреблений. Данная группа обогащена словами, выражающими оттенки красного: кровавый (61), алый (8), багровый (27), вишневый (7), малиновый (7), рубиновый (3), огненный (19), пунцовый (4), багряный (4), карминовый (1), червонный (5), румяный (14), персиковый (1), розовый (34). Здесь необходима их классификация, так как диапазон употребления данных цветообозначений различен. По отношению к красному алый, кровавый, карминовый, огненный — цвета более яркие; пунцовый, багряный, багровый — более насыщенные; розовый, персиковый, румяный — это менее насыщенные цвета.

Группа цвета со значением желтый представлена в прозе Булгакова 304 примерами (15% всех цветонаименований) и также включена нами в ядерную часть ЛСП «Цвет». Оттенки желтого передают цветообозначения кремовый (6), золотой (126), буланый (1), лимонный (2), восковой (5), оранжевый (6), апельсинный (1), медный (2).

Околоядерная часть поля уступает ядерной по суммарной частотности единиц с исходным цветовым значением. Кроме того, у слов этой зоны реже проявляется эстетическая значимость. Группа со значением зеленый представлена 112 примерами (6% всех номинаций цвета). Сюда включены такие цветообозначения, как защитный (1) и изумрудный (3).

С таким же количеством наименований группа синего цвета. В романах писателя это цветообозначение употребляется 109 раз (6%). Оттенками синего являются голубой (44), бирюзовый (1), небесный (2). Лексема сизый занимает околоядерную часть поля, сближаясь с цветообозначением синий.

Количество словоупотреблений в группе серого цвета составляет 111 (6%). Данное цветообозначение представлено такими оттенками, как дымчатый (1), пепельный (1), цвета папиросного пепла (1).

На периферии цветового поля находятся языковые единицы с исходным цветовым значением, но нечастотные и наименее функционально-значимые. Такой является группа с исходным прилагательным коричневый. Нами зафиксировано 41 словоупотребления (3,5%). Оттенками данного цветообозначения являются бронзовый (10), кофейный (2), каштановый (1), шоколадный (2), чайный (1), бурый (5), кирпичный (1), смуглый (5), русый (1).

Наименее частотной является ЛСГ со значением фиолетовый — 29 словоупотреблений (2%). Сюда включены такие цветообозначения, как сиреневый (13), лиловый (7). Столь же редко используется группа слов, обозначающих неопределенный цвет (28 словоупотреблений — 2%).

На периферии находятся также языковые единицы, специфика значений которых состоит в том, что они находятся «между», на стыке групп, полей, представляют собой «соединительную» ткань в общей структуре семантических отношений. К единицам, которые выступают в роли «сцеплений» между фрагментами ЛСП «Цвет», отдельными лексемами, можно отнести следующие:

Сизый — «темно-серый с синеватым оттенком» (3 словоупотребления);

Рыжий — «красно-желтый» (55 словоупотреблений);

Шафранный — «желто-оранжевый с коричневым оттенком» (1 словоупотребление).

В творчестве Булгакова присутствуют слова, которые в своей семантической структуре снимают индивидуальные тональные различия, обладают определенной степенью обобщения при передаче цветового признака, не конкретизируя его. Это такие прилагательные, как цветной (8), разноцветный (9), пестрый (7), трехцветный (1).

Автор может абстрагироваться до такой степени, что исчезают и индивидуализация, и обобщение цветового признака, остается лишь констатация того, что цветовое представление присутствует в данном контексте. Речь идет об использовании существительного краска (2).

Кроме того, на периферии ЛСП с именем «Цвет» находятся слова, которые не сохранили сему «цвет» в одном из ЛСВ в контекстах Булгакова и используются в переносных значениях. Таких языковых единиц в текстах исследуемых произведений немного:

1) белый — само название романа «Белая гвардия»; «...белое вино» [Белая гвардия, 2: 121];

2) черный — «Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты» [Мастер и Маргарита, 5: 412].

Обратимся к конкретному описанию количественного состава языковых единиц с цветовой семантикой в отдельных произведениях Булгакова. В «Белой гвардии» самой многочисленной группой цветонаименований являются группа черного цвета (26%). Второе место по количеству употреблений занимают слова, входящие в группу красного цвета (20%). Затем следует группа белого цвета — 17%. Также значительна по своему количественному составу и группа желтого цвета (15%). Остальные цветовые группы по количеству употреблений составляющих их элементов в тексте романа весьма незначительны: слова группы синего цвета — 9%, серого цвета — 8%, зеленого — 5%, коричневого — 2%, слова групп смешанного и фиолетового цветов — по 1%.

Первое место по количественному употреблению в произведении «Мастер и Маргарита» занимает группа черного цвета (26%). Немного меньше, 21%, цветономинаций в группе белого цвета. Около 17% и 15% от общего числа всех языковых единиц с цветовой семантикой составляют наименования желтого и красного цветов. Употребления цветообозначений других групп на страницах романа весьма незначительны: группа синего цвета — 6%,

фиолетового, серого, коричневого — по 2%, группа смешанного цвета — 1%.

В романе «Записки покойника» («Театральный роман») доминируют цвета белый и желтый (по 23%). Второе место в «Записках покойника» — черного цвета (15%). 12% всех цветономинаций «Театрального романа» занимает группа красного цвета. Все остальные цветовые группы по количественному составу незначительны.

Таким образом, основные цвета, которые использует в своем творчестве М.А. Булгаков, — белый, черный, красный и желтый. Они составляют ядро ЛСП «Цвет» в романистической прозе писателя.

Теперь коснемся качественной характеристики цветонаименований в каждом из романов М.А. Булгакова. Самая богатая цветовая палитра наблюдается в произведении «Белая гвардия», где первой по качественному составу цветономинаций является группа красного (34 слова), что объяснимо содержанием романа, посвященного событиям революционного смутного времени. Вторыми по богатству качественного состава цветообозначений являются группы белого (29 слов) и желтого цветов (28 слов). 18 языковых единиц составили группу черного цвета, и немного меньше, 15 единиц, — группу синего цвета. По 10 цветономинаций включены нами в группу зеленого цвета и группу смешанного цвета. И совсем незначительны по составу входящих в них компонентов группы серого цвета (8 слов), коричневого цвета (5 слов) и фиолетового (3 слова).

В тексте романа писателем могут использоваться такие языковые единицы с цветовой семантикой, которые характерны именно для этого авторского произведения и не повторяются в двух других романах. В тексте «Белой гвардии» данные единицы присутствуют в группе желтого цвета (ковано-золотой, желто-золотой, восковой, желто-рыжий, гнедой, медный, конно-медный, шафранный), в группе белого цвета (алебастровый, снежный, белесый), в группе черного цвета (угольный), синего (темно-синий, жиденько-синий, мутно-голубой, небесно-голубой, небесный), зеленого (защитный), смешанного (медно-красный, желто-блакитный, зелено-желтый, восково-желтый, красно-желтый, золото-черный, зелено-черный, серо-небесный).

Вторым по богатству цветовой палитры является роман «Мастер и Маргарита», в котором наиболее широко представлена группа белого цвета (29 слов), затем следует группа красного (27 слов) и желтого (21 слово) цветов. 14 языковых единиц объединены нами в группу черного цвета, 10 — в группу зеленого цвета, 8 — в группу серого цвета. Самыми незначительными по составу входящих в них компонентов являются группы синего (6), смешанного (5) и фиолетового (4) цветов.

В данном произведении использованы следующие не повторяющиеся в других романах Булгакова цветономинации: в группе красного цвета — темно-вишневый, багряный, персиковый, в группе желтого цвета — темно-желтый, позлащенный, буланый, в группе белого цвета — молочно-белый, меловой, платиновый, в группе серого цвета — темно-серый, грязно-серый, пепельный, цвета папиросного пепла, в группе синего цвета — мертвенно-синеватый, в группе смешанного цвета — черно-красный, огненно-рыжий, огненно-зеленый, в группе коричневого цвета — каштановый.

«Театральный роман» беден с точки зрения использования цвета. Так, если цветовая насыщенность (C) [Соловьев, 1971: 54] «Белой гвардии» равна 3, C «Мастера и Маргариты» = 2, то C «Записок покойника» = 1. В «Театральном романе» доминируют три цвета — белый (15 слов), желтый (14) и красный (13), употребление остальных цветовых групп колеблется от 5 цветономинаций до 1. Цветообозначения, которые использованы писателем только в «Театральном романе» и не функционируют в двух других романах, представлены в группах коричневого цвета (шоколадный), желтого (апельсинный), зеленого (бледно-зеленый), черного (черный-пречерный), серого (дымчатый), смешанного цвета (черно-бурый).

Таким образом, результаты качественного анализа цветонаименований показали то же, что было отмечено при количественном анализе: у М.А. Булгакова доминируют четыре цвета: белый, красный, желтый и черный. Набор отдельных групп слов со значением цвета в булгаковской прозе в основной своей части соответствует набору лексем с цветовыми значениями, известных русскому языку в целом, то есть творчество М.А. Булгакова основано на богатой цветовой палитре родного языка.

Итак, это самая общая характеристика цветоупотреблений в прозаическом творчестве Булгакова, содержащая информацию о наиболее частотных цветообозначениях в его романах, дающих нам представление о «мире цвета» писателя.