Вернуться к Е.В. Свинцицкая. Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова

Выводы

В современной лингвистике актуальна проблема соотношения единиц языка и художественной речи, важным является изучение реализации коммуникативных возможностей языковых единиц, лексических систем и микросистем в художественной речи, которая, отличаясь творческим характером, наиболее глубоко раскрывает возможности языка, реализует эстетический потенциал единиц языка.

Художественная речь активизирует коммуникативные возможности слов и подчиняет их решению художественных задач. В результате этого возникают эстетические значения слов, проявляющие себя, в первую очередь, в процессах метафоризации и символизации.

Большое внимание при изучении художественной речи в современной лингвистике уделяется лексике восприятия, широко представленной в произведениях. В настоящее время существуют разные направления анализа лексики восприятия в художественном тексте.

Специалисты чаще анализируют лексику зрительного и слухового восприятия, чем лексику со значением вкуса, запаха и осязания. Такое положение частично объясняется тем, что в русском языке две первые группы включают значительно большее количество лексических единиц, чем остальные подгруппы. Недостаточно внимания уделено комплексному анализу всех лексико-семантических полей со значением восприятия. Целесообразность же такого анализа определяется тем, что системные связи слов всех компонентов одного макрополя «Восприятие» естественно находят свое проявление и в художественных текстах, в частности, в довольно широко представленных явлениях синестезии. Следовательно, анализ различных семантических полей, организующих лексико-семантическое пространство «Восприятие», может способствовать более глубокому проникновению в специфику идиостиля писателя, раскрыть существенные стороны его языковой картины мира.