1) Семантические поля «Запах», «Вкус», «Осязание» имеют полевую структуру. Для лексем ЛСП «Запах», «Осязание» характерны синонимические отношения (ароматный — душистый; раскаленный — знойный) и антонимические (аромат — смрад; ледяной — жаркий). Кроме того, в ЛСП «Осязание» наблюдаются градационные отношения (теплый — жаркий — горячий).
2) Синтагматические связи номинаций вкуса, запаха, осязания различны.
а) лексемы ЛСП «Вкус» сочетаются с языковыми единицами, обозначающими эмоции и речь, внешность персонажей, явления природы;
б) одоративная лексика сочетается с номинациями, обозначающими предметы быта, пищевые продукты, лекарства, животных, парфюмерию, химические вещества, природные явления.
в) обозначения тактильного ощущения сочетаются с языковыми единицами, обозначающими эмоции, внешность, движения человека, артефакты, продукты питания, а также со словами, относящимися к семантическому комплексу «Природные явления».
3) В метафорических конструкциях полей «Запах», «Вкус», «Осязание» активно эксплицируются семантические признаки «эмоционально-психическое состояние» (Например, «На лице ее выразилась холодная досада» [Мастер и Маргарита, 5: 449]; «В порыве мгновения к сердцу подкралась щемящая грусть, но очень быстро она сменилась сладковатой тревогой, бродячим цыганским волнением» [Мастер и Маргарита, 5: 431]), черты внешности человека («Колючие глаза Римского» [Мастер и Маргарита, 5: 268]).
4) Семантика слов ЛСП «Осязание», «Запах» может актуализироваться при помощи таких средств, как лексический повтор, столкновение слов ЛСП «Восприятие» с оценочной лексикой, сравнения.
5) Символика обозначений запаха и осязательных ощущений связана с выражением эмоциональных, этических и социальных оценок повествователя и персонажей. Запахи и обозначения тактильных ощущений передают в одних контекстах красоту, в других — дисгармонию мира.
6) Символические значения слов ЛСП «Запах», «Осязание» могут быть традиционными (запах склепа, смолы — символ нечисти; противопоставленные образы тепла — холода являются символами жизни и смерти), но в большинстве случаев символика лексики данных микрополей окказиональна (например, жара в романе «Мастер и Маргарита» символизирует злое начало, трагизм событий, сопровождает появление нечистой силы).
7) Использование обонятельных, вкусовых, тактильных обозначений отражает существенные особенности поэтики писателя: ориентацию на восприятие героя, эмоциональное «освещение» изображаемых реалий, семантическую емкость, казалось бы, случайных деталей.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |