Набор сем авторского ЛСП аналогичен набору сем общеязыкового поля: «характер звука» (интенсивность, долгота, высота, тембр), «источник звука» (человек, животное, природа, артефакт), «каузатор звука», «восприятие звука», «характер распространения звука».
В соответствии с указанными семами в поле «Звук» выделяются 2 группы («Источник звука» и «Характер звука»), которые членятся на микрогруппы, и ещё 4 группы («Восприятие звука», «Характер распространения звука», «Фазисная характеристика звука», «Звук, сопровождающий движение, действия»), внутри которых не выделяются более частные микрогруппы.
Количество единиц группы «Характер звука» в авторском ЛСП — 42%. Группа в авторском поле делится на четыре микрогруппы: «Интенсивность», «Долгота», «Высота», «Тембр».
Самая большая часть словоупотреблений группы объединена в микрогруппе «Интенсивность звука» авторского ЛСП. Количество словоупотреблений микрогруппы — 75%. Преобладание единиц, в структуре значения которых выделяется сема «интенсивность звука», в авторском поле можно объяснить следующим образом: в художественном тексте звук описан, прежде всего, с точки зрения субъекта восприятия — человека, для которого большинство физических параметров звука (высота, тембр, длительность) не играет значительной роли, а иногда вообще игнорируется. Единственный четко различимый человеком параметр — сила звука, именно поэтому, очевидно, в авторском поле микрогруппа «Интенсивность звука» является самой большой по объему.
Художественный текст не дает нам достаточно материала для выделения сем «долгота», «высота» и «тембр» звука. Соответствующие микрогруппы в авторском поле немногочисленны. Микрогруппа «Долгота звука» составляет 10%, «Высота звука» — 7%, «Тембр звука» — 8%.
Единицы самостоятельных микрогрупп «Характер распространения звука», «Фазисная характеристика звука», «Звук, сопровождающий движение, действия», также занимают периферийную позицию: микрогруппа «Характер распространения звука» — 4%, микрогруппа «Фазисная характеристика звука» — 8%, микрогруппа «Звук, сопровождающий движение, действия», — 5%.
В художественном произведении звук в большей степени изображен по отношению к источнику. Все единицы авторского ЛСП распределяются по микрогруппам группы «Источник звука», так как практически ни один звук в тексте не передан без указания источника. Поэтому мы подробно рассмотрим состав и отношения единиц микрополя «Источник звука» авторского ЛСП «Звук».
Некоторые единицы относятся сразу к двум или нескольким лексико-семантическим микрогруппам, так как, употребленные в художественном тексте в метафорических значениях, приобретают дополнительные семы и могут обозначать звуки, источники которых им несвойственны. Например, петь обозначает не только звуки, воспроизводимые человеком («выпевал выздоровевший тенор Мышлаевского», «пел трубач»), но и звуки, источником которых являются артефакты: «запела труба», «самовар неожиданно запел», «ржавый замок запел»). С помощью глагола выть, имеющего в семантической структуре сему «звук животного», в прозе писателя изображаются звуки природы («воет вьюга», «ветер завыл»), звуки артефактов («выли в гущу проклятые лиры», «завыл пулемет») и звуки, издаваемые человеком («Най-Турс провыл», «некий завыл в ворота»).
Микрогруппа «Звуки животных» в авторских текстах — одна из самых малочисленных, в неё входит всего 38 лексических единиц, причем большая их часть (32) использована в романе «Мастер и Маргарита» в связи с тем, что один из персонажей — кот. В авторское микрополе к словам, обозначающим звуки животных, можно отнести такие: звуки, издаваемые сверчком (стрекотать, петь), лошадью (греметь, топот), мышами (шорох, писк, грызть), птицами — воронами, соловьями, петухами, воробьями, ласточками, голубями (заорать, крик, чириканье, греметь, заливаться, разговор, щебетание, фыркать, закаркать, прокричать, ворковать), кошкой (мяукать, урчать, взвыть, рявкать, закричать, вскричать, завывать, заскрипеть, вспискнуть, захрипеть, заорать, простонать, проорать), боровом (прохрипеть, захрюкать), собакой (зарычать, выть), лягушками (играть), мухами (гуденье).
Из перечисленных 17 слов — стрекотать, писк, вспискнуть, грызть, чириканье, щебетание, закаркать, мяукать, урчать, взвыть, завывать, выть, захрюкать, зарычать, ворковать, гулькать, фыркать — входят в состав подгруппы единиц, объединенных семой «животное, птица» как источник звука общеязыкового поля «Звук»: «...Слышно было, как ворковали голуби на площадке сада у балкона...» [Мастер и Маргарита, 5: 113]; «Тихо мяукнула кошка...» [Театральный роман, 1: 417]; «Еще, помнится, выли собаки от этого патефона» [Мастер и Маргарита, 5: 181].
Остальные слова входят в авторскую микрогруппу «Звуки животных» благодаря развитию переносных значений.
«звуки животных — звуки человека»: заорать обозначает звуки петуха и кота, и в структуре значения заорать актуализируется сема «громко петь, кричать», крик, прокричать, закричать, вскричать, петь передают характер звука, издаваемого воробьями, петухами, котом, сверчком, разговор ведут воробьи, в структуре значения глагола простонать актуализируется сема «издавать протяжные звуки», глагол хрипеть (прохрипеть) передает звуки кота и борова.
«звуки животных — звуки артефактов»: шорох передает звуки мышей, с помощью лексемы греметь изображены звуки, издаваемые лошадьми, птицами.
В микрогруппе «Звуки природы» в качестве источника звука выступают ветер (гу-у, завыть, свист, ныть), даль (ворчать, ударить), город (греметь, грохотать, шуметь), сады (безмолвный, тихо), снег (скрипеть, хруст), улица (затихать), вьюга (выть, бушевать), земля (глухой, погромыхивать, ворчать), звезда (оглушительный, ударить, хлопать), гроза (грохот, ударить, бушевать, шум, вой), дождь (хлынуть, хлестать, шум, стук), огонь (реветь), гром (удар, воркотня, ворчать, грохот), вода (петь, шепот, шум, рев, грохот, вой, хлестать), солнце (зазвенеть), песок (шуршать), переулок (глухой), сучья (трещать), град (стук, молотить), свет (свист), туча (ворчать), море (шуметь), волна (плеск) (50 единиц).
Развитие переносных значений ЛСВ, включенных в состав данной микрогруппы, происходит в трех направлениях, все они связаны с актуализацией семы «характер звука»:
«звуки природы — звуки человека»: ворчать обозначает «сердитые» звуки природы: земли, тучи, дали; петь передает шум воды; аналогично развивается значение слова шепот;
«звуки природы — звуки артефактов»: зазвенеть — звук солнца, вообще не способного производить какие-либо звуки.
«звуки природы — звуки животных»: вьюга, ветер, вода воют, огонь, вода ревут.
Микрогруппа «Звуки артефактов» в романах М. Булгакова более многочисленна, чем первые две. Зазвучать в окружающем нас мире могут практически все предметы, что наблюдается и в прозе писателя, где звук производят оружие (револьвер, пушки, пулемет, пули), музыкальные инструменты (труба, фортепиано, гитара, тарелки, барабан, скрипки), паровозы, звонки, радио и телефоны, фонтан, примусы, двери, фонари, шпоры, ключи, часы, двуколки, стекло, свечи, броневики, колокола и т. д.
В авторскую микрогруппу «Звуки артефактов» входят 326 единиц. Они могут обозначать, например: звуки оружия: грохнуть, загреметь, хлопать, стук, греметь, ответить, грохот, удар, прокатиться, застучать, буханье, перекаты, завыть, бу-у, стрелять, стрельба, вспыхивать, бухать, глухой, выстрел; звуки звонка: затрепетать, звонок, затрещать, звонить, заливистый, тонкий, звон, дзынь, звенеть, бррынь-бррынь, прозвучать, дробный, долгий, загреметь, дребезжать; звуки шагов: стук (каблуков), застучать, простучать, бесшумный, звук, скрипеть; звуки двери: загреметь, грохнуть, прогреметь, хлопать, стонать, звякать, скрип, застучать, бесшумный, стукнуть; звуки часов: стучать, тонк-танк, хрипнуть, играть, бить, бой, затикать, пойти, забить, наполнить, давиться, хрипота, брюзжание, чистый, баритон, бом, плескать, ходить, звенеть, удар; звуки музыкальных инструментов: плыть, бухать, лязгать, изрыгать, запеть, звук, лететь, слышный, фальшь, звон, звонить, гудеть, тявкать, заливаться, лад, гвалт, кричать, скрипеть, стонать, выть, молчать, зашуметь, мучить, заиграть, грянуть, хватить, урезать, вой, звук, окатывать, играть, сиплый; звуки машины: греметь, гул, смягчаться, ворчать, глухой, свистеть, бесшумный, рявкнуть, гудеть, пыхтенье, зашуметь, дребезжать, взвыть, грохот, гудение; звуки телефона: запеть, брры-ынь, звонок, птичка, спеть, пи-у, запищать, звенеть, петь, раздаваться, грянуть, сыпаться, звон, надрываться, продолжительный, оглашать, грохот, звонить, греметь; звуки свистка: покрыть, свист, свистеть, сверлить, отсверлить; звуки здания: реветь, выть; звуки пишущей машинки: трещать, петь, стрекотать, щелкать, застучать, стрекотанье, звонок; звуки бронепоезда: завыть, сипеть, тихий; звуки топора, молотка, пилы: греметь, загреметь, визжать, барабанить; звуки трамвая, троллейбуса: позвякивать, гудение, скрежет; звуки ударов по стене: постукивать, туп, тук; звуки вина: шипение, грохот, шипеть; звуки патефона: играть, звук, заиграть, петь.
ЛСВ, передающие звуки, источником которых в прозе Булгакова являются артефакты, в прямом значении обозначают звуки животных (направление развития переносного значения «звуки артефактов — звуки животных»): взвыть, шипеть, тявкать, выть, рев, вой, писк, запищать, реветь, стрекотать, стрекотанье; звуки человека («звуки артефактов — звуки человека»): петь, надрываться, заливистый, стонать, хрипота, брюзжание, баритон, сиплый, запеть, молчать, фальшивый, прокричать, играть, хрипеть, огласить, ворчать, рявкнуть, пыхтенье, визжать; звуки природы («звуки артефактов — звуки природы»): раскат, гром, плескать.
Микрогруппа «Звуки человека» самая многочисленная (363 единицы). Это обусловлено жанром произведений (роман) и связано с тем, что автор ярко, образно характеризует своих персонажей. Единицы данной микрогруппы обозначают: звуки речи человека: сюсюкать, голос, отзываться, вскричать, вопль, просипеть, промычать, рокотать, молчать, пропеть, хриплый, тенор, кричать, сипеть, хрипеть, тихий, тонкий, баритон, гудеть, ворчать, грохот, гвалт, гукать, стучать, греметь, пыхтеть, свист, хрип, кипеть, шуметь, шептать, шуршать, хрустеть, рокот, хруст, свистать; звуки пения: отпевать, выпевать, тенор, подпевать, петь, звук, хриплый, низкий, баритон, басовый, хорал, взорвать, эхо, звенеть, греметь, выть, фальцет, засвистать, защелкать, вознести, бас, хрустальный; звуки человека, не связанные с речью: крякнуть, свистеть, храпеть, ахнуть, беззвучный, закашляться, тонкий, свист, храп, молчание, кряхтеть, позвякать, кашель, захрустеть, щелкать, грохнуть, топать; звуки, передающие эмоции человека (радость, печаль, горе, боль, удивление): плакать, плач, застонать, всплакнуть, смех, хохотать, хныкать, звенеть, истошный, скалиться, рассмеяться, визг, залиться, взвыть, фальшивый.
Единицы микрогруппы в романах употребляются прозаиком в прямых значениях, за исключением некоторых ЛСВ, перенос значений которых происходит в следующих направлениях: «звуки человека — звуки артефактов»: звенеть, дребезжать, трубный, позвякивать; «звуки человека — звуки животных»: взвыть, шипение, рычать, промычать, шипеть, заквакать, выть, взреветь, проскулить, пискнуть, мурлыкать, тявкнуть, лаять, реветь, заскулить, рев, вой, крякать; «звуки человека — звуки природы»: журчать, рокотать, рокот, кипеть, вскипеть, гром, плескать.
ЛСП «Звук» в языке и речи тесно связано с другими ЛСП. Поле «Звук» у М.А. Булгакова особенно тесно связано с ЛСП «Музыка»: эти поля имеют общие единицы, часто используемые в метафорическом значении, — петь, звонкий, греметь, звенеть, грянуть и др.
Элементами ЛСП «Звук» становятся единицы, в структуре первичного значения которых вообще нет семы «звук». Это лексемы полей «Движение» (лететь, покрыть), «Эмоции» (беситься, бушевать), семантического комплекса «Вода» (лить, струиться) и др.
Поскольку группа «Звуки человека» самая многочисленная в прозе Булгакова, то остановимся подробнее именно на ее характеристике в каждом из романов. Рассмотрим группы единиц, передающих эмоции человека, интенсивность звука, т. к. именно они помогают раскрыть эмоциональный тон текста.
Так, в романе «Мастер и Маргарита» 42 слова, передающих негативные эмоции (взрыдать, вопль, всхлипывание, плаксивый, плакать, стенать, фальшиво-ласковый и др.), и 34 слова, передающих положительные эмоции (смех, хохот, гогот, рассмеяться и др.). Таким образом, проблемы, поднимаемые автором романа, раскрываются через «смех сквозь слезы». Кроме того, семантический состав большей части языковых единиц со значением звучания (вскрикнуть, вскричать, закричать, кричать, прокричать — всего 209 словоупотреблений, 22% всех номинаций звука) включает в себя сему «громкий» (только 8% занимают «тихие» слова), т. е. роман выдержан в «громкой» тональности. Это свидетельствует о такой особенности повествования, как звуковая интенсивность, с помощью которой передается драматизм происходящих событий в романе.
В «Белой гвардии», повествующей о судьбах людей во время гражданской войны, в центре стоят номинации, раскрывающие трагедию человеческой жизни (плакать, взвыть, зарыдать, застонать). Звуков «скорби» в тексте в 2 раза больше, при этом они звучат громко («громкие» звуки составляют 21% всех звукономинаций, «тихие» — 7,5%). Данное произведение наполнено преимущественно громкими, резкими звуками, создающими атмосферу дисгармонии, неустроенности жизни главных персонажей.
«Театральный роман» более оптимистичен, чем предыдущие: 2 слова (плач, стонать), имеющие отрицательную экспрессию, и 23, передающие положительную коннотацию, которая связана, прежде всего, с творчеством. Таким образом, по тональности это произведение можно назвать «светлым». Здесь автор чаще использует слова с семой «громкий» (24% от всех звукоупотреблений), «тихих» звуков — 11%.
Таким образом, можно отметить, что все романы Булгакова выдержаны в громкой тональности: 20% всех номинаций звука составляют слова, имеющие в своей структуре сему «громкий», и только 8% слов, имеющих сему «тихий». Романы «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия» проникнуты пессимистическими мотивами, а настроение главного героя «Театрального романа» часто обусловлено положительными эмоциями, связанными с процессом творчества.
Грамматически единицы ЛСП «Звук» М.А. Булгакова распределяются следующим образом: существительные — 141 словоупотреблений, глаголы — 325, прилагательные — 64, наречия — 2, междометия — 10, звукоподражания — 42.
Глаголы, являясь наиболее распространенной группой слов авторского поля «Звук», обеспечивают дифференцированную передачу ситуации звучания в ее динамике, процессуальности. Их основным номинативным значением является значение «издавать звук». Вторым номинативным значением, вторичным по отношению к основному, является значение «производить звук».
Лексемы звучать, шуметь обозначают звучание вообще, без конкретизации его характера. Остальные глаголы имеют более конкретную семантику Среди них по типу источника выделяются глаголы, передающие звуки артефактов (звенеть, греметь), жидкости (плескаться, течь, литься), глаголы, характеризующие звучание движущихся слоев воздуха (гудеть, выть, шуметь), глаголы, характеризующие звуки животных, птиц (тявкать, гулькать) и человека (петь, кричать) (подробнее см. выше).
Глаголы звучания в пределах поля нередко используются метафорически. Метафоризация может быть внешней (приобретение семы «звук» словами других ЛСП или употребление глаголов звучания в функции глаголов других ЛСП): прокатился грохот, слова юнкера покрыл оглушительный свист Ная, крик петуха долетел из сада, бесновался обезьяний джаз, бесились колокола; шлепать в значении «идти», грохотать, шлепнуться в значении «упасть», стукать, щелкать в значении «ударить», реветь, вопить в значении «плакать».
Внутренняя метафоризация (перенос звука с одного типа денотата на другой в рамках обозначения сферы звучания) ярко проявляет себя в таких типах переносов, как «звуки человека — звуки животных» (промычал Коровьев), «звуки артефактов — звуки животных» (бронепоезд ...дико завыл), «звуки артефактов — звуки человека» (самовар... поет зловеще), «звуки человека — звуки артефактов» (прогудел Абабков), «звуки животных — звуки человека» (вели разговор воробьи), «звуки природы — звуки человека» (ворчала зимняя даль).
Часто в значении глаголов присутствует оценочно-экспрессивный компонент: положительная оценка звучания, приятного для слуха (журчать, ворковать), или отрицательная (греметь, грохотать). Коннотативный элемент в значении глаголов ЛСП «Звук» особенно ярко проявляется при переносном употреблении глаголов (трубил Амвросий, тявкнул кот, трещал Коровьев).
Глаголы могут заменяться звукоподражаниями, все значение которых выражено в звуках, то есть они передают средствами языка непосредственное слуховое впечатление от звуков. Например, звуки пушек — бу-у-у, ба-бах; звуки пулеметов — арррррррррррррр-па-па-па-па. Общими для данных звукоподражательных слов являются семантические компоненты «внезапность» или «громкость звучания», которые подкрепляются контекстуально.
Семантическая структура субстантивной лексики во многом аналогична рассмотренной ЛСГ глаголов (такие существительные, как правило, производны от глаголов). Роль прилагательных и наречий в передаче ситуации звучания носит второстепенный характер. Функция таких прилагательных и наречий выражается в том, что, употребляясь соответственно при существительных и глаголах, они конкретизируют характер звука, степень его громкости, интенсивности (тихо зашумел, громко заиграл, басовый хорал, тоненький дискант); в то время как общая идея звучания и основная его характеристика выражена глагольной или субстантивной лексикой.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |