Вернуться к Е.В. Свинцицкая. Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова

4.1. Состав и структура авторского микрополя «Звук»

ЛСП «Звук» М.А. Булгакова насчитывает 654 лексических единицы, при этом 582 единицы являются элементами общеязыкового ЛСП «Звук», а 72 слова — только авторского поля, так как приобретают сему «звук» в художественном тексте.

Отбор ЛСВ общеязыкового поля совершается автором в зависимости от характера произведений: чаще автор выбирает единицы с семой «громкий», «резкий» — кричать, орать, скрипеть, грохот, свист, греметь и др.

В ядро авторского ЛСП «Звук» входят единицы, имеющие высокую частотность употребления и наиболее функционально значимые в текстах романов: голос (254), тихий (95), грохот (49), глухой (45), молчание (39), свист (34), петь (32), тишина (ЗЗ), молчать (31), хриплый (31). Центром группы является слово голос). Все ядерные единицы ЛСП М.А. Булгакова — это единицы ядерной части общеязыкового поля «Звук».

Наибольшей частотностью и функциональной значимостью обладают слова «голос» и (характеризующие голос человека) «хриплый», «глухой», что связано с той огромной ролью, которую придает М.А. Булгаков речевой характеристике героев в романе. Частотны и слова «грохот», «свист», которые включаются в изображение хаоса, суматохи. Широкое использование слов «тихий», «молчание», «тишина», «молчать», «петь» объясняется их ролью в создании картин социальной значимости.

В околоядерную зону ЛСП «Звук» входят единицы с высокой частотностью, но эстетическая значимость которых проявляется реже: слышать (56), стучать (52), послышаться (48), звук (41), бас (25), крик (28), музыка (12), греметь (30), вопль (20), беззвучный (25), громкий (22), гудеть (21), доноситься (21), загреметь (22).

В зоне ближней периферии ЛСП находятся слова, для которых характерна частотность от 10 до 30: выстрел, застонать, застучать, звенеть, звон, звонок, слабый, скрипеть, звучный, играть, кашлять, негромкий, низкий, оркестр, плакать, помолчать, пронзительный, простонать, рассмеяться, рыдать, рявкать, свистеть, сиплый, скалить, слышный, смех, смеяться, смолкнуть, стихнуть, стук, тенор, тонкий, удар, ударить, ухо, хохот, хохотать, хлопать, шипеть, хрипеть, шум.

В зоне крайней периферии поля расположены единицы, частотность которых равна от 1 до 10: аккомпанировать, ах, бренчать, грянуть, грубый, звякать, каркать, кряхтеть, марш, оглушать, отпевать, плеск, полонез, поплакать, прорычать, стрелять и др. Кроме того, сюда включены эстетически значимые в текстах романов глаголы речи, используемые в значении «громко говорить»: кричать, вскричать, закричать, прокричать.

На периферии находятся и единицы, которые не являются членами общеязыкового ЛСП «Звук». Это слова, приобретающие сему «звук»/«звучание» в тексте: придушить, прокатиться, прорезать, бесноваться и др.

Обратимся к конкретному описанию количественного состава языковых единиц со значением звучания в отдельных произведениях Булгакова.

Ядро ЛСП «Звук» в романе «Мастер и Маргарита» образуют слова вскрикнуть (30), вскричать (32), закричать (33), кричать (83), прокричать (31), голос (133), тихий (53). Околоядерную часть звукообозначений организуют слова послышаться (32), удар (22), стукнуть (24), грохот (16), звук (15), крик (18), свист (18), слышный (16), слышаться (20), труба (18), хохот (15), хриплый (18). Периферию составляют такие языковые единицы, как аккомпанемент (5), бас (11), беззвучный (11), взреветь (6), взвизгнуть (5), глухой (10), гнусавый (6), греметь (6), грохнуть (6), выть, выкрикивать, грохнуться, дробь, загудеть, заиграть, урезать, упасть, волна и др.

Ядро «Белой гвардии» состоит из слов голос (82), кричать (55). Околоядерную часть составляют словоупотребления смолкнуть (22), тихий (16), глухой (22), греметь (19), грохот (22), молчать (17), петь (21). В зону ближней периферии входят такие единицы, как беззвучный (9), послышаться (7), прогреметь (6), свистеть (13), стихнуть (7), стук (11) и др. На дальней периферии находятся единицы смягчаться, сиповатый, сыпаться, утихать, хихикать, вознести и др.

В «Театральном романе» чаще всего употребляются лексемы вскричать (28), голос (39), кричать (37), которые составляют ядро звукообозначений в данном тексте, в зону околоядерной части входят слова стукнуть (13), тихий (24). Периферия включает в себя слова слышаться (8), смеяться (8), тенор (9), тишина (6), хохот (5) и др. На дальней периферии — слова хихиканье, хрустеть, шаркать, шуметь, ворчание, вслух, выплывать, гудение и др.