Вернуться к Е.В. Свинцицкая. Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова

Выводы

1. Семантическое поле светового восприятия имеет полевую структуру. Между членами поля существуют отношения синонимии (горетьпылать, мрактьматемнота), антонимии (яркийтусклый, светлыйтемный), градуальности (светсумеркитемнота).

2. Лексемы ЛСП «Свет» сочетаются в синтагмах с наименованиями деталей, связанных с внешностью человека (замерцал иступленный от любопытства глаз). Лексемы поля светового восприятия сочетаются со словами, обозначающими небесные светила, природные явления (молния распорола небо, осветив на мгновение фосфорическим светом Ильчина; светила золотая луна), строения (театр тонул в сумерках; полутемной передней квартиры), артефакты (зажигается крест и горит всю ночь), источники освещения (слабо горела лампочка; зажглись фонари), со словами, относящимися к семантическому комплексу «пространство» (в земном мраке), со словами, относящимися к семантическому комплексу «эмоции» (Радость загорелась; глаза вспыхнули злобой).

3. В метафорических конструкциях лексемы ЛСП «Свет» обычно сочетаются со словами, обозначающими эмоционально-психическое состояние человека, с лексическими единицами, относящимися к семантическому комплексу «судьба». Метафоры нередко порождают символические значения у единиц ЛСП «Свет».

4. При использовании в символическом значении слова данного поля утрачивают свою денотативную отнесенность.

5. С помощью слов данного поля в романах реализуются такие символические значения, как «силы зла, уничтожения, несущие страдания людям и проявляющиеся в переходный исторический период» (тьма, туча, солнце); «свет истинного искусства» (свет); «свет истины, правды» (луна, лунный).