Вернуться к Е.В. Свинцицкая. Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова

Выводы

1. Авторское лексическое множество «Цвет» имеет полевую структуру. Между членами семантического поля наблюдаются отношения синонимии (красныйалый, рыжийоранжевый), антонимии (белыйчерный), градуальности (красныйалыйбордовый).

2. В круг рассматриваемых языковых единиц попадают не только цветовые слова в прямом значении, но и в номинативно-производном, у которых сема цвета проявляется при определенных лексико-семантических условиях (алебастровый, лимонный, снежный).

3. Цветообозначения активно реализуют прямые значения в сочетании с языковыми единицами, обозначающими части тела человека, одежды, натурфакты, артефакты, животных, строения, звезды, военные орудия, свет солнца.

4. Значение слова может актуализироваться при помощи различных средств: характеризующего компонента, столкновения с нецветовыми оценочными словами, подбора синонимов, уточнения сравнительным оборотом.

5. Одним из характерных приемов введения цветовых номинаций в текст у М.А. Булгакова является метонимический перенос, с которым во многих случаях и связаны символические значения (Например, «...Не может существовать ни в коем случае даже такой блестящий брак между красивой, рыжей, золотой Еленой и генерального штаба карьеристом, брак с капорами...» [Белая гвардия, 2: 125], «Желто-рыжий дворник <...> взвыл...» [Белая гвардия, 2: 240]).

6. В метафорических и метонимических конструкциях номинации ЛСП «Цвет» сочетаются со словами, обозначающими эмоционально-психическое состояние, черты внешности человека.

7. Слова в тексте объединяются не только по принципу отражения реальных отношений между объектами. Языковые единицы могут образовывать парадигматические ряды в результате актуализации дополнительных элементов смысла, регулярного символического словоупотребления. Так, в рамках изучаемого идиостиля становятся факультативными синонимами прилагательные красныйчерный, желтыйкрасный, рыжийкрасный в романе «Белая гвардия»; антонимичные отношения развиваются у номинаций золотойжелтый в текстах «Белая гвардия» и «Театральный роман», что предопределено индивидуальной картиной мира писателя.

8. При реализации символической функции лексемы утрачивают денотативную отнесенность и начинают тяготеть к семантическому полю обозначений эмоционально-психических состояний человека, к концептам «зло», «добро».

9. Символические значения приобретают в текстах определенный круг языковых единиц поля «Цвет»: белый, красный, черный, зеленый, желтый, рыжий, серый; сочетание желтыйчерный.

10. Символические значения могут быть как традиционными, так и индивидуально-авторскими и функционировать как в отдельном произведении, так и в нескольких. Например, номинации желтого (символизируется трусость и предательство) и черного (символ зла), функционируют во всех романах писателя, а цветообозначение серый в символическом значении использовано только в двух произведениях: «Белая гвардия» и «Театральный роман», при этом символика данной единицы в этих романах неодинакова.